Владимир Путин обмолвился, что планирует пересесть на отечественную машину. Что это за автомобиль и чем он отличается от тех авто, на которых ездили прежние руководители государства?
А. Холмогоров, Иркутск
Самый узнаваемый
Экспериментальный экземпляр пока стоит на московском заводе ЗИЛ в цехе, где начиная со времён Сталина выпускали машины для партийной верхушки. «В прежние времена на мировой арене ЗИЛ был самым узнаваемым из автомобилей первых лиц государств, – рассказывает Михаил Саттаров, директор производства оригинальных и специальных автомобилей завода. – Мы специально сохранили в экстерьере машины родовые черты ЗИЛа. Вместе с тем новый лимузин на 10 см длиннее (6,35 м) того, на котором ездил Борис Ельцин (ЗИЛ 41052), хотя и лимузин Ельцина считался самым длинным в мире. Мы увеличили пассажирский салон на 200 мм. Этим российская машина отличается от автомобиля американского президента, где внутреннее пространство довольно скромное. Усовершенствованный двигатель позволяет развивать скорость до 220 км/ч при расходе топлива 25 л на 100 км (у автомобиля Ельцина максимальная скорость была – 200 км/ч). У новой машины 6 дверей: две последние распахиваются, как створки ворот».
Заглядываем в салон – он обит кожей цвета слоновой кости. Традиционная звукоизоляционная перегородка между водителем и главным пассажиром также выполняет функцию ТВ-панели с возможностью трансляции на неё изображения с камеры переднего вида, чтобы глава государства видел, куда двигается машина, ведь обычно в таких авто шторки закрыты. В салоне два просторных кресла, но, дополнительно, нажатием одной кнопки можно разложить еще два кресла-трансформера, которые расположатся против движения автомобиля. Кресла – трансформеры предусмотрены на тот случай, если президент решит провести переговоры в салоне машины – собеседник будет находиться напротив. В сложенном положении эти кресла являются нижней частью перегородки между пассажирским салоном и отделением водителя.
Машина оснащена тремя зонами климат-контроля. Одна установка обеспечивает поддержание температурного режима водительского отделения, две другие независимые – пассажирского. При включении этой опции в пассажирском салоне образуется воздушная завеса, не позволяющая перемешиваться воздуху между левым и правым сидениями, благодаря чему реальная разница температур в этих зонах может доходить до 5 градусов. Задние сидения и спинки сидений также оборудованы системой вентиляции с шестью различными температурными и скоростными режимами воздушного потока.
Происки конкурентов
«Изначально интерьер и многочисленные технические опции планировалось разрабатывать и изготавливать на бельгийской фирме «Карат», которая являлась лидером в этой области и занималась в то время доработкой автомобилей Mercedes для президента РФ. – рассказывает Сатаров. – Однако, бельгийские коллеги, увидев в лице нашего автомобиля прямого конкурента производителям немецких президентских авто, и под серьёзным их давлением, работу полностью сорвали, даже не приступая к ней. Было потрачено драгоценное время, которое в таких серьезных вопросах ценится на вес золота.
Когда же прототип, пройдя все таможенные преграды, вернулся в Россию, была найдена дизайнерская компания, изготовившая по нашему заданию, интерьер с его многочисленными опциями. Поэтому можно смело заявить, что ЗИЛ-4112Р полностью является продуктом отечественного производства.
Всё сделано руками российских специалистов. Большинство деталей кузова выполнены вручную». В отличие от машины Ельцина, которая, кстати, находится в этом же цехе, новый экземпляр не бронирован. Сначала модель должны утвердить «наверху». Сейчас машина весит 3700 кг, броня прибавит ещё 2 тонны - в разных местах толщина бронированной капсулы, на которую потом «надевают» каркас машины, колеблется от 8 до 20 мм. Толщина бронированного стекла – 48 мм.
Хитрый треугольник
Первую отечественную бронированную машину сделали для Сталина. Корреспонденту «АиФ» удалось поговорить с Владиславом Евлампиевым, который пришёл на ЗИЛ в 1965 г. Он и со старожилами успел пообщаться, и сам проработал на заводе 45 лет, в том числе возглавлял цех правительственных лимузинов. «На заводе было огромное конструкторское бюро. Сюда же привозили новейшие машины, купленные в Америке и Европе. Но, честно говоря, «сцарапывали» мы немного. Например, хорошую звукоизоляцию, – рассказывает Владислав Георгиевич. – В других вопросах мы превосходили иностранцев. В СССР разработали пуленепробиваемое стекло. Стандарт был таков, что с 25 м из снайперской винтовки пулями выбивали равносторонний треугольник с длиной стороны 12 см. И вот, если хоть одна пуля проваливалась, – брак. Как-то приехали немцы со своим суперстеклом. Однако на испытаниях их стекло не выдержало. Разработали и спецшины - при попадании в них пули они не разрывались, а продолжали движение. Правда, во времена Хрущёва, а потом Брежнева от бронированных машин отказались: мол, в кортеже есть охрана. Однако после покушения на Брежнева вновь вернулись к этой теме. Бронированные машины были у всех членов Политбюро. Наш цех выпускал 25 правительственных машин в год: в линейку ЗИЛа входили кабриолеты, машины спецсвязи, машины охраны «Скорпион» и др. У «Скорпиона» была предусмотрена открывающаяся крыша, чтобы при нападении можно было стрелять, например, по вертолёту. В этой же машине были «падающие стёкла», которые опускались с максимальной скоростью. В салоне машины были предусмотрены ячейки для огнестрельного оружия. Сами машины оборудованы подножками и поручнями, которые шли по верху автомобиля – охрана всегда впрыгивала в автомобиль практически на ходу, когда кортеж уже трогался».
Показательные выступления
Евлампиев рассказывает, что во время встречи президентов Горбачёва и Рейгана в Рейкьявике в 1986 году произошло своеобразное соревнование между представительскими автомобилями двух стран: «Оба президента прилетели в Исландию с супругами, у которых была своя отдельная программа. В какой-то момент, когда первые леди осматривали остров, пришла команда, что их срочно ждут в столице. Каждая села в свою машину. Спешащие автомобили двигались по скользкой, подмороженной дороге. Обе машины подъехали одновременно, однако, уже на месте шофёр американской первой сказал своему советскому коллеге: «Мне пришлось сильно попотеть». Дело в том, что ЗИЛ на скользкой дороге, не смотря на отсутствие АБС, которая была установлена в Кадиллаке, чувствовал себя увереннее. В отличие от Кадиллака его не заносило. Сыграло роль и класс шофёра – в ГОНе водителей обучали мастера спорта. А раз в год на Хорошевском шоссе, на месте бывшего аэродрома, ГОН проводил показательные выступления, на которых отрабатывал возможные нештатные ситуации, которые могли произойти с кортежем главы государства: нападения, заносы и др.».
Евлампиев делает особо ударение и на то, что пред тем, как новую машину с завода отправляли в ГОН, она проходила обкатку (2 тыс. км), в процессе которой окончательно регулировались все механизмы. «А в период, когда машины только разрабатывались, мы совершали на экспериментальных образцах целые пробеги, например, Москва – Крым – Москва, – говорит Владислав Георгиевич. – К слову, в Крыму отдыхала партийная верхушка. Брежнев, для которого машины были страстью, гонял по горам. Его водитель рассказывал: «Стоит отойти, как Леонид Ильич за руль садится. А я же не скажу генсеку: «Выходи». Старался шофёрское место не покидать». Говорят, что, в конце концов, Политбюро даже запретило садиться Леониду Ильичу за руль».
Главе государства полагается как минимум два бронированных лимузина, во время зарубежных турне машины следуют за ним. «В Лондоне к парламенту ведёт узкий тоннель, – рассказывает Евлампиев. – Водитель Ельцина вспоминал, что, когда он ехал по нему на ЗИЛе, по бокам оставался зазор всего в несколько сантиметров. Спешившая в парламент Маргарет Тэтчер остановилась рядом с нашей машиной, смерила взглядом тоннель, потом внимательно осмотрела российский ЗИЛ и вроде пошла к парламенту, но резко вернулась и спросила водителя: «Как вы здесь оказались?» – «Через тоннель». – «Хм, вы – очень хороший водитель».
Подарок для Черномырдина
Ельцин ездил на ЗИЛе за границу и в регионы, а вот по Москве - на немецкой машине, которую ему, как утверждают злые языки, подарили после знаменитого дирижирования оркестром в Германии. Интерес к раритетным ЗИЛам проявлял Виктор Черномырдин: «На одной выставке был экземпляр машины ещё сталинской серии. Черномырдин загорелся: «У меня такой нет». Руководство подарило ему машину, а потом ломало голову, как её списать. Одним из активных пользователей зиловских машин был мэр Лужков. Он и стройки на ЗИЛе (седан 41041) объезжал. Бывало, пригонят машину на диагностику, а у неё весь низ в цементе».
Однако в 90-х на завод перестали поступать заказы. Элита пересела на иномарки. Специалисты, начиная от конструкторов и до рабочих редчайших специальностей, разбежались по частным автосервисам. Сегодня вместо 600 человек в цехе остались 60, а в целом – 150 специалистов. В лучшие годы на этом гиганте работали 70 тыс. человек: выпускали легковые и грузовые машины, автобусы, холодильники ЗИЛ. Сегодня предполагаемый госзаказ на изготовление машин для первого лица и его кортежа –- по сути, последний шанс, который даст возможность выжить легендарному производству: «За последние 5 лет мы сделали 10 небронированных машин для частных лиц. Знаете, Сталин, который в начале 40-х гг. ездил на американском «Паккарде», подписал указ о создании нашего цеха в 1942 г., ещё до завершения Сталинградской битвы, когда не было очевидно, что войну мы выиграем». Сегодня, глядя на обломки завода ЗИЛ, вера в возрождение элитного отечественного автопрома для кого-то так же сомнительна, как вера в начале 42-го, что мы дойдём до Берлина. Последнее слово - за президентом.
История вопроса:
В середине нынешнего года было принято решение о необходимости производства отечественного представительского автомобиля. Это может дать старт целой государственной программе «Кортеж», реализация которой подразумевает создание президентского лимузина, автомобилей охраны и сопровождения. А в перспективе речь может пойти и об изготовлении автомобилей для министров, губернаторов и прочих чиновников. Инвестиции в программу «Кортеж» могут составить до 1 млрд. евро.