По-настоящему своего автомобиля долгое время в нашей стране не было. Либо использовались иностранные машины, либо выпускали практически точные их копии небольшими партиями. И первые массовые модели отечественного производства тоже были аналогами зарубежной техники, пусть и доработанными. Начиная с «Руссо-Балта» и заканчивая современными образцами. По большому счёту, наш автопром на протяжении всей истории в разной степени занимался адаптацией чужих уже готовых конструкций. Иногда дорабатывали настолько серьёзно и удачно, что получалось заметно лучше оригинала. И в этом нет ничего зазорного. Тем более что у отечественных инженеров были и свои отличные разработки, которые получили мировое признание. И в целом стоит отметить, что реальное отставание от зарубежного автопрома началось лишь в 70-х годах прошлого века и стало только усиливаться. К сожалению, сегодня разница в качестве не сокращается.
В каждую эпоху в стране были автомобили, которые обрели огромную популярность. Такую, что они превратились в символы своего времени.
ГАЗ М-1 «Эмка»
В этом году исполнилось 80 лет легендарной «Эмке», главному автомобилю довоенного времени. ГАЗ М-1 создали на базе Ford Model B 1934 года. По контракту, американцы передавали в СССР свои технологии и новые разработки. Вот за одну из них и взялись отечественные специалисты. В результате «Форд» улучшили до такой степени, что импортные автомобили в стране наконец-то оказались почти не нужны. «Газовцы» приспособили машину к бездорожью и изменили ходовые качества, а двигатели легко стали переваривать плохие масло и бензин. Машин с цельнометаллическим кузовом до «Эмки» у нас не производили, так что смело можно утверждать, что ГАЗ М-1 стал первым отечественным седаном. До 1943 года в СССР удалось выпустить около 63 тысяч «Эмок».
ГАЗ М-20 «Победа»
Легендарная «Победа» полностью оправдывает своё название. Создать крепкий, надёжный, в некотором роде даже инновационный автомобиль в самом разгаре Великой Отечественной войны — дорогого стоит. Активная работа по проекту легковой машины среднего класса началась в 1943 году. Изначально за основу взяли немецкий Opel-Kapitan, однако к концу разработки от оригинала не осталось практически ничего, кроме деталей подвески и пары внутренних панелей. А некоторые решения сделали «Победу» новаторской даже для мирового автопрома.
Так, М-20 стал первым в мире массовым автомобилем с кузовом понтонного типа, то есть в нём не было никаких выступающих элементов вроде крыльев или фар. «Победа» выпускалась с двумя типами двигателя: мощным, но прожорливым шестицилиндровым и экономичной «четвёркой». Впервые в СССР на автомобиле применили гидравлическую тормозную систему. М-20 и по уровню комфорта не имел аналогов у нас в стране. Отапливаемый салон с обдувом лобового стекла, электрические стеклоподъёмники, плафон освещения, поворотники и прочие радости автомобилиста раньше в наших машинах не встречались.
«Победу» высоко оценили даже за рубежом. Автомобили экспортировались в 18 стран мира. Их можно было встретить и в США, и в странах Европы. А в Польше даже наладили выпуск точной копии «Победы».
Существует легенда о том, что автомобиль должны были назвать «Родиной», но Сталин вопросом «И почём у нас будет Родина?» поставил крест на этом имени. Впрочем, это не более чем байка. Автомобиль стал «Победой» ещё до того, как опытный образец увидел Сталин.
«Победа» действительно стала массовой машиной в СССР — до 31 мая 1958 года было выпущено 241 497 штук.
ВАЗ-2101 «Копейка»
Но эти цифры — всё равно ничто в масштабах страны. Нужен был по-настоящему народный автомобиль, чтобы население начало активно тратить скопленные деньги. И неплохо было бы также наладить экспорт, обеспечив тем самым дополнительный приток валюты. Всё это привело к тому, что ровно полвека назад советские власти в партнёрстве с итальянским «Фиатом» начали строительство автозавода в Тольятти. Спустя несколько лет, в апреле 1970 года, с конвейера сошли первые автомобили ВАЗ-2101. Впоследствии эта модель стала знаменитой «Копейкой» и долгое время считалась лучшей машиной в стране.
За основу инженеры взяли FIAT-124, завоевавший в 1965 году титул «Автомобиль года» в Европе. Прочная, надёжная конструкция, усиленная вдобавок советскими специалистами с учётом наших реалий, высокое качество материалов отделки, мощный производительный движок — вкупе эти достоинства обеспечили компактному седану успех. Вплоть до 1988 года тольяттинский автогигант выпустил 4,85 миллиона экземпляров. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что конкурентов у «Копейки» было немного. И статистика продаж говорит не только о качестве, но и об отсутствии альтернативы за схожие деньги.
«Копейка» положила начало целому семейству автомобилей классической компоновки: ВАЗ-2103, 2105, 2106 и другие. «Классика» была настолько успешной в нашей стране, особенно в регионах, что производство этих автомобилей прекратили аж в 2012 году. Однако в то время, когда у нас продолжали штамповать эти простые дешёвые модели, мировые производители ушли далеко вперёд. И выход в середине 80-х первых советских переднеприводных машин (ВАЗ-2108, 2109) ситуацию не изменил.
ЗАЗ-968 «Запорожец»
Рассказ о символах эпох нельзя представить без культового «Запорожца». «Ушастый» автомобиль малого класса с запоминающейся внешностью стал настоящим героем фольклора. ЗАЗ-968 прославился во многом благодаря своей доступности. В 70-е годы, когда «Жигули» стоили примерно 6 тысяч рублей, «Запорожец» был вдвое дешевле. Более доступного автомобиля в СССР просто не существовало. Особенное распространение продукция ЗАЗа получила в провинции, ведь благодаря короткой базе и заднемоторной компоновке «Запорожцы» неплохо показывали себя на грунтовых дорогах.
ВАЗ-2121 «Нива»
И немного о легендарных советских внедорожниках. «Нива» стала символом даже не определённой эпохи, а всего советского автопрома. Да и не только советского — автомобиль до сих пор продаётся в России и за рубежом. А ведь в серию ВАЗ-2121 пошёл в далёком 1977 году. По сути, «Нива» стала первым кроссовером в мире — полноприводным вседорожником с комфортом легкового автомобиля. О глобальном признании говорит тот факт, что «Нива» — единственная отечественная машина, которую завозили в Японию.