Производитель дизельных грузовиков «КамАЗ» совместно с российской фирмой Cognitive Technologies, занимающейся разработкой программного обеспечения, намереваются в 2020 году запустить в серию грузовой автомобиль, оборудованный искусственным интеллектом. Как сообщает «Российская газета», 300 миллионов рублей на реализацию данного проекта выделило Министерство образования и науки РФ, ещё 90 миллионов добавит сам «КамАЗ».
Хай-тек для российской глубинки
Важно, что проект беспилотного «КамАЗа» не является какой-то отвлечённой теоретической разработкой: «грузовик без шофёра» реально планируется применять в сельском хозяйстве, ЖКХ и промышленности. Как заявил директор департамента металлургии, станкостроения и тяжёлого машиностроения Минпромторга Алексей Михеев, ежегодно по вине водителей грузового транспорта в России гибнет более 2 тысяч человек — решить эту проблему как раз могла бы безопасная система автономного управления.
Основной упор разработчики делают на адаптацию «электронных мозгов» к реалиям российской провинции: скверным междугородним трассам с плохой или вовсе отсутствующей разметкой. Для этого беспилотный «КамАЗ» оснастят камерами, способными «читать» дорожную обстановку: распознавать дорожные знаки, сигналы светофора, а также других участников движения. Программное обеспечение научат выстраивать траектории машин и пешеходов, анализировать возможные помехи движению, даже частично загороженные другими объектами. Скорость принятия решения компьютером после обнаружения опасности — не более 0,3 секунды.
По словам руководителя проекта по созданию систем машинного зрения Олега Славина, изначальный расчёт на неважные дорожные условия делает российскую систему перспективнее заграничных: «В отличие от зарубежных разработчиков, больше ориентирующихся на идеальные условия дорожного движения: качественную разметку, благоприятные погодные условия и т.д., — наш подход к созданию системы машинного зрения позволяет распознавать дорожную сцену (в том числе границы дороги, ширину полос движения) в отсутствии какой-либо разметки. Задача состоит в создании системы более совершенной, чем за границей».
О своих намерениях создать беспилотный грузовик «КамАЗ» заявлял ещё в 2013 году — и надо отметить, что проект продвигается удивительно быстро. Уже к 2017 году планируется не только завершить разработку всей системы, но и обкатать машину в Татарстане. А в 2020 году автономный «КамАЗ» должен пойти в серию и появиться на всех дорогах страны.
Конкурентам не хватает наглости
Это довольно оптимистичный сценарий, учитывая, что ближайший в этом плане конкурент «КамАЗа» — транснациональная корпорация Google — работает над аналогичным проектом с середины «нулевых», и он всё ещё не закончен. Несмотря на то, что Google даже пролоббировал использование автономных машин в штате Невада, американские «беспилотники» на колёсах пока что не могут самостоятельно передвигаться в дождь или снегопад, а также пасуют перед пересечённой местностью. В реальных условиях «гуглмобиль» проехал самостоятельно всего только 1600 км из 225 тысяч пробега — остальное с участием человека.
В настоящее время испытания продолжаются: в них участвует сразу 10 автомобилей различных производителей, оборудованные автопилотом Google, с экипажем, состоящим из водителя и инженера. Кстати, недавно испытатели рапортовали о забавном казусе: выяснилось, что автоматический алгоритм вождения чересчур «деликатен» для реальной жизни. В результате «гуглмобиль» тратит много времени, стоя на повороте или развороте: живые участники движения не спешат его пропускать, а «наглеть» компьютер не умеет. Видимо, теперь Google придётся проработать алгоритмы мягкого «выжимания» конкурента из ряда и других «нечестных» приёмчиков, используемых автомобилистами.
К 2020 году (то есть, одновременно с «КамАЗом») свои разработки в области беспилотных автомобилей намеревается завершить шведская компания Volvo, а к 2025 году — немецкий концерн Daimler. Кстати, последний недавно продемонстрировал свой образец на выставке потребительской электроники в США — можно сказать, что пока машина выглядит слишком концептуально. Это типичный «автомобиль будущего» (как его назвали сами разработчики, «эксклюзивная капсула на колёсах»), а подобные фантазии никогда не идут в серию. А вот проект Volvo под названием Drive me смотрится реалистично: с разрешения министерства транспорта Швеции 100 серийных автомобилей Volvo, оборудованные комплексом Autopilot, будут учиться самостоятельно ездить по дорогам Гётеборга. Пока что им выделен только 50-километровый прямой участок, но в дальнейшем они смогут перемещаться в городском трафике и по близлежащим автомагистралям.
Будущее сегодня
Отметим, что некоторые наработки в области автономного вождения доступны уже сегодня. Так, например, «активный парковочный помощник» (используется, например, Mercedes-Benz) не только оповестит водителя о подходящем по размеру промежутке между стоящими машинами, но и самостоятельно «втиснет» туда автомобиль. Не является новостью и «адаптивный круиз-контроль» (АСС), который поддерживает выбранную дистанцию до впереди идущей машины, самостоятельно меняя скорость, останавливаясь и вновь трогаясь с места. В сочетании с «активным помощником контроля полосы», который считывает разметку и не даёт автомобилю выкатиться из своего ряда, АСС на прямых участках действительно работает как автопилот. Впрочем, убирать руки с руля небезопасно: электроника не может самостоятельно «зайти» в поворот или отреагировать на внезапно возникшую опасность.