aif.ru counter
2912

«КамАЗ» против Google: кто первый создаст «беспилотник»?

Российская компания, производящая дизельные грузовики, включилась в мировую технологическую гонку по созданию беспилотного автомобиля. Конкурентами «КамАЗа» выступают такие «киты», как Daimler, Volvo и Google.

Максим Богодвид / РИА Новости

Производитель дизельных грузовиков «КамАЗ» совместно с российской фирмой Cognitive Technologies, занимающейся разработкой программного обеспечения, намереваются в 2020 году запустить в серию грузовой автомобиль, оборудованный искусственным интеллектом. Как сообщает «Российская газета», 300 миллионов рублей на реализацию данного проекта выделило Министерство образования и науки РФ, ещё 90 миллионов добавит сам «КамАЗ».

Хай-тек для российской глубинки

Важно, что проект беспилотного «КамАЗа» не является какой-то отвлечённой теоретической разработкой: «грузовик без шофёра» реально планируется применять в сельском хозяйстве, ЖКХ и промышленности. Как заявил директор департамента металлургии, станкостроения и тяжёлого машиностроения Минпромторга Алексей Михеев, ежегодно по вине водителей грузового транспорта в России гибнет более 2 тысяч человек — решить эту проблему как раз могла бы безопасная система автономного управления.

Основной упор разработчики делают на адаптацию «электронных мозгов» к реалиям российской провинции: скверным междугородним трассам с плохой или вовсе отсутствующей разметкой. Для этого беспилотный «КамАЗ» оснастят камерами, способными «читать» дорожную обстановку: распознавать дорожные знаки, сигналы светофора, а также других участников движения. Программное обеспечение научат выстраивать траектории машин и пешеходов, анализировать возможные помехи движению, даже частично загороженные другими объектами. Скорость принятия решения компьютером после обнаружения опасности — не более 0,3 секунды. 

По словам руководителя проекта по созданию систем машинного зрения Олега Славина, изначальный расчёт на неважные дорожные условия делает российскую систему перспективнее заграничных: «В отличие от зарубежных разработчиков, больше ориентирующихся на идеальные условия дорожного движения: качественную разметку, благоприятные погодные условия и т.д., — наш подход к созданию системы машинного зрения позволяет распознавать дорожную сцену (в том числе границы дороги, ширину полос движения) в отсутствии какой-либо разметки. Задача состоит в создании системы более совершенной, чем за границей».

О своих намерениях создать беспилотный грузовик «КамАЗ» заявлял ещё в 2013 году — и надо отметить, что проект продвигается удивительно быстро. Уже к 2017 году планируется не только завершить разработку всей системы, но и обкатать машину в Татарстане. А в 2020 году автономный «КамАЗ» должен пойти в серию и появиться на всех дорогах страны.

Конкурентам не хватает наглости

Это довольно оптимистичный сценарий, учитывая, что ближайший в этом плане конкурент «КамАЗа» — транснациональная корпорация Google — работает над аналогичным проектом с середины «нулевых», и он всё ещё не закончен. Несмотря на то, что Google даже пролоббировал использование автономных машин в штате Невада, американские «беспилотники» на колёсах пока что не могут самостоятельно передвигаться в дождь или снегопад, а также пасуют перед пересечённой местностью. В реальных условиях «гуглмобиль» проехал самостоятельно всего только 1600 км из 225 тысяч пробега — остальное с участием человека. 

В настоящее время испытания продолжаются: в них участвует сразу 10 автомобилей различных производителей, оборудованные автопилотом Google, с экипажем, состоящим из водителя и инженера. Кстати, недавно испытатели рапортовали о забавном казусе: выяснилось, что автоматический алгоритм вождения чересчур «деликатен» для реальной жизни. В результате «гуглмобиль» тратит много времени, стоя на повороте или развороте: живые участники движения не спешат его пропускать, а «наглеть» компьютер не умеет. Видимо, теперь Google придётся проработать алгоритмы мягкого «выжимания» конкурента из ряда и других «нечестных» приёмчиков, используемых автомобилистами.

К 2020 году (то есть, одновременно с «КамАЗом») свои разработки в области беспилотных автомобилей намеревается завершить шведская компания Volvo, а к 2025 году — немецкий концерн Daimler. Кстати, последний недавно продемонстрировал свой образец на выставке потребительской электроники в США — можно сказать, что пока машина выглядит слишком концептуально. Это типичный «автомобиль будущего» (как его назвали сами разработчики, «эксклюзивная капсула на колёсах»), а подобные фантазии никогда не идут в серию. А вот проект Volvo под названием Drive me смотрится реалистично: с разрешения министерства транспорта Швеции 100 серийных автомобилей Volvo, оборудованные комплексом Autopilot, будут учиться самостоятельно ездить по дорогам Гётеборга. Пока что им выделен только 50-километровый прямой участок, но в дальнейшем они смогут перемещаться в городском трафике и по близлежащим автомагистралям.

Будущее сегодня

Отметим, что некоторые наработки в области автономного вождения доступны уже сегодня. Так, например, «активный парковочный помощник» (используется, например, Mercedes-Benz) не только оповестит водителя о подходящем по размеру промежутке между стоящими машинами, но и самостоятельно «втиснет» туда автомобиль. Не является новостью и «адаптивный круиз-контроль» (АСС), который поддерживает выбранную дистанцию до впереди идущей машины, самостоятельно меняя скорость, останавливаясь и вновь трогаясь с места. В сочетании с «активным помощником контроля полосы», который считывает разметку и не даёт автомобилю выкатиться из своего ряда, АСС на прямых участках действительно работает как автопилот. Впрочем, убирать руки с руля небезопасно: электроника не может самостоятельно «зайти» в поворот или отреагировать на внезапно возникшую опасность.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какую справку для детских садов отменили в Москве?
  2. Кто такая Александра Назарова?
  3. Как стирать вещи, чтобы они не сели?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ