Американские водители уже смогли ощутить на себе снижение цен на нефть. Как стало известно, на автозаправках США значительно подешевел бензин. Его средняя розничная цена упала до самого низкого с февраля 2007 года уровня. По состоянию на 10 ноября стоимость бензина категории Regular (октановый индекс 85-88) составила 2,224 долл/галлон (примерно 16 руб./литр). За минувшую галлон этого горючего подешевел на 17,6 центов. По отношению к ноябрю прошлого года его цена упала на 88,7 цента – почти на 40%. Самый дешевый бензин сейчас на Среднем Западе, самый дорогой – на Западном побережье и на Аляске. В этом штате, расположенном буквально «на краю земли», литр бензина обойдется в 22 рубля. У нас же, по данным Росстата, литр наиболее популярного АИ-92 стоит в среднем 23,08 руб.
Почему так происходит? Америка – импортер нефти, однако ценники на ее АЗС моментально реагируют на мировую конъюнктуру. А у России – страны-экспортера, где нефти «хоть залейся» – эта реакция замедленная. Да и будет ли она вообще, эта реакция? Стоит ли автомобилистам надеяться на удешевление бензина вслед за США или у нас, как всегда, «особый путь» и «собственная гордость»?
Все дело в чрезмерном монополизме отечественного рынка нефтепродуктов и нефтепереработки, рассказала «АиФ» аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова. Наша структура отрасли кардинально отличается от американской. Там – настоящая конкурентная среда. Еще в середине прошлого века власти США решили, что, невзирая на наличие собственных запасов, две трети нефти они будут импортировать. Для удобства импорта большинство американских НПЗ расположены на побрежье. Прямо с танкеров нефть попадает на заводы, которые выдают конечный продукт. При этом ценообразование на рынке нефти в США – открытое, существуют биржи, где рынок сам устанавливает расценки на нефть и бензин. Всегда можно увидеть, сколько «наваривает» тот или иной производитель. Те же, стремясь обогнать конкурентов, стремятся продавать так дешево, как они могут себе позволить. Любое удешевление нефти – повод для удешевления бензина. И, разумеется, за деятельностью компаний следит государство.
У нас же - олигополия. Рынка нефти в России нет по историческим причинам. В советское время НПЗ строили около трубы «Транснефти», и они были призваны обеспечивать тот или иной регион. С тех пор ничего не изменилось. Сейчас доминирование одного НПЗ в регионах составляет 60-70, а то и все 90%. Процесс ценообразования закрыт, и нефтяные монополисты, пользуясь этим, диктуют свои условия. Никакой биржи, где цены устанавливались бы открыто, нет и в помине. Независимым НПЗ сырье продается по розничной цене на заправках монополиста. А те, в свою очередь, вынуждены делать накрутки для АЗС. Кроме того, у нас сильное нефтяное лобби в законодательстве. В последние годы можно было наблюдать, как тормозились все инициативы, ведущие к конкурентному рынку.
Вот и получается так, что страна, экспортирующая нефть, не удешевляет бензин для своих потребителей, даже если мировые цены падают. По большому счету, наши АЗС вовсе к ним не привязаны, говорит А.Анненкова. Если мировые цены растут, то производители уверяют, что непомерная стоимость бензина вполне естественна – «ну вы же видите, нефть дорожает». А когда сырье дешевеет, начинается другая песня – «мы должны компенсировать выпадающие доходы от экспорта». В результате удорожание нефти автомобилисты ощущают на себе в полной мере, а удешевление оборачивается лишь копеечными скидками на АЗС. Проблема еще и в слабости антимонопольных органов, считает эксперт. Получается,что эффект дают лишь гневные речи главы государства – тогда нефтяники идут на уступки. В свое время именно так действовал Владимир Путин. Но, увы, «государева окрика» хватило ненадолго. Через какое-то время цены снова выросли.
Около месяца назад с резкой критикой компаний, не снижающих цены на горючее, выступил нынешний президент Дмитрий Медведев. Нефтяники, естественно, отреагировали. Как отметил президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, при вмешательстве государства в нынешнюю рыночную ситуацию в виде налоговых послаблений для нефтяных компаний цены на бензин могут быть снижены на 7-8 рублей за литр. По мнению А.Анненковой, для удешевления топлива необходим целый комплекс мер, прежде всего, касающихся демонополизации рынка. Это очень непростой процесс. В идеале цену на литр бензина можно было бы снизить на 30-35%, считает эксперт. Если же власть ограничится запретами, атаками на нефтяников со стороны ФАС, громкими делами и штрафами, удешевление составит не более 15-20%. А через некоторое время под благовидным предлогом все вернется на круги своя.