Разумеется, о явном обмане речь не идет. Более того – при указании расхода топлива всегда дается ссылка на методику, по которой эти данные были получены. Цель преследуется самая благая: унифицированная методика позволяет в любое время проверить те цифры, которые публикует производитель. Но! Значение, полученное во время испытаний, совершенно не обязано соответствовать расходу топлива, который наблюдает автовладелец. Почему? Попробуем разобраться.
Ответ на этот вопрос становится очевиден, если немного разобраться с предписанной методикой испытаний. В лаборатории все измерения проводятся на беговых барабанах динамометрического стенда, призванных имитировать обычную дорогу. Температура и влажность тоже вполне среднестатистические. Главная хитрость – в четко расписанном графике движения машины. На прогрев после запуска отводится 40 сек., на холостом ходу двигатель работает лишь 30% времени теста. Средняя скорость – 19 км/ч – довольно велика: с учетом постоянных заторов в современных мегаполисах такой показатель мечта многих. Но самое главное – это режимы разгона и торможения. Все маневры выполняются плавно. ПЛАВНО! Скажем, на разгон до 50 км/ч отводится 26 (!) сек. Понятно, что для такого размеренного движения не требуется глубоко прожимать педаль газа, а значит и расход топлива получается достаточно скромным. График цикла испытаний можно посмотреть по ссылке. Очевидно, что машина, перемещающаяся в таком ритме, будет попросту «выпадать» из городского потока!
Но что делать, если расход топлива кажется вам неоправданно большим? Умерить аппетит автомобиля возможно. Влияют на него множество факторов. Начнем с тех, влияние которых проще устранить.
Как ни банально это звучит, но машина должна быть исправна:
- Не допускается подклинивания тормозных механизмов. Проверить это достаточно просто. Нужно проехать около километра, НЕ пользуясь тормозами, и, выключив передачу, дождаться остановки машины. Теперь потрогайте ступицы колес – ощутимого рукой нагрева быть не должно.
- В агрегатах должно быть свежее, соответствующее сезону масло. Тут уместно вспомнить, когда машина последний раз проходила техобслуживание и что в нее заливали.
- В продолжение «масляной» темы. Если вы самостоятельно выбираете моторное масло, не увлекайтесь «спортивными», густыми маслами. Двигателей, которым действительно необходимо масло вязкостей типа 5W50, 10W60 – единицы. Во всех остальных случаях чрезмерно густое масло приведет лишь к увеличению расхода топлива на 0.5-1%.
- Следите за чистотой воздушного фильтра двигателя. Забитый фильтр снижает мощность двигателя и вынуждает активнее «топтать» педаль газа. В результате – 3-5% «лишнего» расхода. Если вы регулярно ездите по пыльным дорогам, имеет смысл заменять его чаще. Нередко подобная рекомендация встречается и в инструкции, с припиской «для тяжелых условий эксплуатации»
- Следите за давлением в шинах. «Потеря» 0.1 атм. незаметна «на глаз», но способна обернуться 10-ти процентным перерасходом. Если вы планируете длительную поездку по трассе, целесообразно подкачать колеса на 0.2 атм. больше рекомендованного значения.
- Обратите внимание на режим работы кондиционера. Конечно, прохлада в салоне – это прекрасно, но достигается она ценой повышенной нагрузки на двигатель. Результат – лишних 10-12% потребления. Разумеется, это не повод отказывать себе в комфорте, но цифру стоит держать в голове и не удивляться почему в летнюю жару машина «ест» по 11-12 литров на «сотню» вместо обещанных 10.
- Не возите лишний груз. Каждые 50 кг нагрузки увеличат расход на 1.5-2%
- При движении с высокой скоростью, по возможности, не открывайте окна. Открытое окно заметно увеличивает аэродинамическое сопротивление машины и «помогает» ей сжечь на 10-15% больше топлива.
- Если вы пользуетесь багажником на крыше – не забывайте его снимать. Даже пустой он потребует 8-10лишних процентов бензина.
- Не злоупотребляйте высокой скоростью. Сопротивление воздуха, а именно оно определяет расход на скоростях выше 60 км/ч, растет пропорционально квадрату скорости. Например, сопротивление, а значит и расход, при 120 км/ч втрое больше, чем при 80.
Напрашивается вопрос: если это «простые» меры, то какие же сложные? Сложно «начать с себя», изменить стиль вождения. А ведь он влияет на расход топлива гораздо сильнее, чем все вышеперечисленные факторы. Каждый разгон машины требует топлива, энергия которого потом рассеивается тормозами в виде тепла. Бороться с этим невозможно, но в силах водителя, внимательно анализируя дорожную ситуацию, сократить число торможений и следующих за ними разгонов. При этом разгон должен быть плавным: не пытайтесь «выжать» из мотора максимум. Старайтесь выбирать соответствующую скорости движения передачу, а, разогнавшись, переключитесь на высшую – это обеспечит самый экономичный режим работы мотора. Такой стиль вождения не принесет вам лавров уличного гонщика, но позволит заметно сократить траты на топливо. И, заодно, сбережет ресурс автомобиля.