Выпить рюмку-другую за рулём - от этого не застрахованы даже люди в погонах. На днях пьяный «завхоз» Генштаба покалечил машину главного следователя Следственного комитета. Другой изрядно подвыпивший полковник милиции вылетел на встречку и протаранил 4 автомобиля.
Среди пьяных за рулём есть свои «рекордсмены». Например, 29-летнего М. Ю. Харитонова 24 (!) раза задерживали за рулём «под градусом». Нарушителя лишили водительских прав, но он по-прежнему рассекает по городу подшофе. С июля 2001 г. по май 2006 г. в отношении Харитонова вынесено 15 решений суда, которые в общей сложности лишили его права вождения на общий срок 32,5 лет (!). В картотеке ГИБДД есть и другие не менее знаменитые «герои», которые задерживались в состоянии алкогольного опьянения по 5-6 раз. У них отбирали права, но потенциальные убийцы снова оказывались на «железном коне».
А как у них?
За рубежом от крупного штрафа или кары за вождение подшофе не застрахованы даже звёзды. Миллионерша Пэрис Хилтон, например, заплатила штраф 1,5 тыс. долл. и отсидела 23 дня в тюрьме после того, как её 3 раза задерживали пьяной за рулём. Киноактриса Мишель Родригес попалась всего раз, зато провела в тюрьме день и целый месяц вкалывала на общественных работах в морге и городской больнице для бедных. Мел Гибсон за лихачество «под градусом» вынужден был 4,5 месяца посещать занятия общества анонимных алкоголиков, сняться в социальной рекламе и заплатить штраф 1300 долл. В соседней Эстонии штраф за вождение в пьяном виде составляет 400 евро, а в Японии — почти 8700 долл. В Италии за аналогичное нарушение придётся заплатить от 250 до 1000 евро (недавно правительство предложило увеличить сумму штрафа до 12 тыс. евро).
Владимир ПЛАТОНОВ, председатель МГД:
— Сейчас не рассматриваются материалы нарушения ПДД: например, виновный не является в течение двух месяцев и проходят сроки давности для привлечения его к административной ответственности. Но пьяный за рулём — тяжкое правонарушение, и сроки давности должны быть больше. Для России неприемлемо вводить допустимые нормы алкоголя в крови водителя. Люди, когда принимали это решение, думали, наверное, о себе, любимых, за рулём, а не о тех пешеходах, которые погибают под колёсами. Необходимо проанализировать ситуацию и ужесточить законодательство. Оно излишне либерально. Во всех цивилизованных государствах с давними демократическими правовыми традициями у нарушителя после первого строгого административного наказания не появляется желания повторно пренебречь правилами. И, разумеется, требуется создать такие условия, чтобы у человека не было желания возить с собой какую-то индульгенцию за правонарушение. Выявление нарушения, доказательства и наказание должны быть беспристрастными и подкреплены видеоматериалами.
Андрей ЮРЕВИЧ, зам. директора Института психологии РАН:
— Считаю, что необходимо ввести обязательное психологическое тестирование и собеседование с психологом для каждого, кто хочет получить права. Ведь пьют за рулём в основном люди с определённым складом психики, которые даже в трезвом виде имеют склонность создавать аварийные ситуации. Среди водителей немало психически неуравновешенных, чрезмерно агрессивных людей, у которых притуплено чувство ответственности. А представьте, что может быть, если психически неуравновешенный человек ещё и примет на грудь! Лишение прав даёт слабый эффект: только небольшая часть способна задуматься о своём поступке и больше не пить за рулём. Кстати, тестирование могло бы определить, кто может позволить себе кружку пива или бокал вина, а кому это противопоказано.