Считается, что пассажиры на задних сиденьях защищены лучше, чем люди сидящие впереди. С одной стороны это так. Но общий уровень перегрузок, которым они подвергаются при аварии не меньше. Ведь все «в одной лодке». И динамика замедления идентична для все, кто находится на борту. Разница только в том, что водитель и передний пассажир при ударе «достанут» до жестких элементов конструкции – рулевого колеса и передней панели, а люди на заднем диване встретятся со спинками передних кресел. Зато нагрузка от ремней на грудную клетку будет одинакова для всех. Причем если передние ремни оснащаются преднатяжителями, то задние, как правило, этой полезной опции лишены.
Исправить ситуацию взялись специалисты североамериканского отделения Ford. Конструкторы предложили оснастить ремень подушкой безопасности. Подобная технология до сих пор нигде не применялась. До текущего момента задним пассажирам были доступны только надувные шторки. Но они защищают при боковых ударах и перевороте, а при фронтальном ударе работают старые добрые ремни.
По замыслу создателей в плечевую ветвь ремня безопасности встраивается подушка цилиндрической формы, которая сработает по сигналу датчиков столкновения – аксерометров. Воздушный мешок, который раскроется от пряжки ремня до плеча более чем в пять раз увеличит поверхность контакта ремня безопасности и корпуса пассажира. Кроме того увеличение объема позволит компенсировать слабину ремня и шпульный эффект – когда заблокированная инерционная катушка под нагрузкой начинает «вытравливать» ремень. Плюсы очевидны: уменьшение нагрузок и более плотная фиксация пассажиров снизят тяжесть последствий аварии. Причем уменьшения давления особенно актуально для маленьких пассажиров – их кости менее прочны, чем у взрослых и риск повредить их ремнями гораздо выше. По заверениям компании, разработка может использоваться совместно с детскими креслами, в которых ребенок фиксируется штатным ремнем автомобиля. Во время испытаний новинки защите детей было уделено особое внимание: даже если малыш дремлет в кресле и не держит голову прямо, подушка выполнит свою работу.
Обычно, для раскрытия подушек безопасности конструкторы используют специальные газогенераторные патроны, которые, сгорая, наполняют купол подушки. Но такая технология иногда приводит к травмам даже в случае фронтальных систем. Ведь температура газа весьма высока, несмотря на наличие в конструкции охладителей. Да и скорость раскрытия куполов передних подушек такова, что они могут повредить непристегнутым пассажирам. Эти вопросы особенно актуальны для «ременной» подушки, ведь она касается человека постоянно! Но инженеры не зря занимались этой проблемой почти десятилетие.
Для наполнения подушки в ремне используется не пиропатрон, а баллончик со сжатым газом, поэтому подушка при раскрытии не нагревается. А скорость развертывание купола почти 4 раза меньше, чем у фронтальных «аэрбегов»: 40 мс против 12-13. Просто конструкторы победили врага его же оружием. Высокая скорость раскрытия у передних подушек продиктована необходимостью «выбрать» значительное расстояние между деталями салона и корпусом пассажира. Именно поэтому нужны мощные пиропатроны, а скорость раскрытия купола превышает 250-300 км/ч! Для подушки, встроенной в ремень, которая уже находится в контакте с человеком все это не нужно и раскрывать подобное устройство можно существенно мягче.
На серийных машинах новинка появится в 2011 году, надувными ремнями оснастят внедорожник Ford Explorer. Стоимость устройства пока не сообщается, но вряд ли оно будет дешевым, во всяком случае до тех пор пока не станет массовым.