В 2008 году Nissan представил концептуальный робот-автомобиль Biomimetic Car Robot Drive “BR23C”, на создание которого разработчиков вдохновил полет шмеля. В 2009 году Nissan Motor Co., Ltd. создал роботизированный концепт Nissan “EPORO ” с применением революционной технологии, которая позволяет автомобилям двигаться в потоке, имитируя поведенческую модель косяка рыб, огибающей препятствия и избегающей столкновений друг с другом.
Nissan демонстрирует эту уникальную технологию на примере группы из шести роботов EPORO, которые впервые предстанут перед зрителями на выставке CEATEC JAPAN 2009 , проходящей в Токио 6-10 октября.
Ежегодная выставка Ceatec Japan посвящена новейшим электронным и информационным технологиям. Nissan — единственная автомобильная компания, которая постоянно участвует в этой выставке с 2006 года. Помимо роботизированного концепта EPORO Nissan представит новые системы предотвращения столкновений, установленные на модели Skyline Crossover.
Посетители выставки также смогут испытать систему, демонстрирующую, насколько эффективно водитель управляет автомобилем с точки зрения расхода топлива. Система использует программные приложения для iPhone . Также в рамках выставки выступит Старший вице-президент Nissan Минору Синохара (Minoru Shinohara) с докладом «Будущее автомобилестроения: эволюция электромобилей и роботизированных автомобилей».
Робот-автомобиль EPORO
Что общего между полётом шмеля и косяком рыб?
И полет шмеля, и поведение косяка рыб демонстрируют уникальную способность избегать столкновения и уметь инстинктивно ориентироваться в пространстве. Возможно, уже в ближайшем будущем безопасные автомобили Nissan смогут вести себя подобным образом.
Будущие автомобили Nissan будут действовать по аналогичным схемам. Но если шмель или робот-автомобиль BR23C, как правило, «путешествуют поодиночке», то для косяка рыб или группы автомобилей проблема предотвращения столкновений значительно усложняется. Работая над созданием системы управления EPORO, инженеры использовали три правила поведения рыб в стае.
Рыбы распознают окружающие предметы, руководствуясь восприятием боковой линии и формы косяка, а также полем зрения. EPORO использует лазерный измеритель расстояния , который одновременно служит для определения направления движения, а коммуникационные устройства диапазона UWB позволяют "видеть" других членов группы.
Правила поведения рыб в стае
ЗОНА 1: Избегать столкновения
Изменять направление движения, не сталкиваясь с другими рыбами.
ЗОНА 2: Двигаться "бок о бок"
Двигаться "бок о бок" с другими рыбами, сохраняя с ними некоторую дистанцию (чтобы поддерживать скорость движения).
ЗОНА 3: Сокращать дистанцию
При необходимости уменьшать дистанцию до других рыб, находящихся на расстоянии.
Undetective zone — неопределяемая зона
«Нам, работающим в автомобильной отрасли, многому можно поучиться у рыб с точки зрения свободы перемещения и безопасности внутри косяка, а также с точки зрения эффективности движения всего косяка в целом. Работая над EPORO, мы воспроизвели поведение косяка рыб, в полной мере используя современные электронные технологии, — сказал Тосиюки Андо, менеджер лаборатории изучения движения Nissan и главный инженер этого проекта. — Обмениваясь информацией об окружающей обстановке с другими участниками движения, несколько EPORO могут безопасно перемещаться вместе, при необходимости изменяя конфигурацию группы».
Первый в мире робот-автомобиль способен двигаться в группе себе подобных, изменять положение и обмениваться информацией с другими участниками движения с помощью специальных систем коммуникации.
Nissan продолжает научно-исследовательскую работу по созданию безопасных автомобилей в рамках концепции безопасности “Safety Shield ” ("Щит безопасности"). В то же время, новые технологии, используемые в конструкции EPORO, призваны повысить эффективность перемещения автомобилей в потоке. Исследования также направлены на создание транспортной системы, которая позволит сохранить окружающую среду и уменьшить количество пробок на дорогах.