Nissan Motor Co., Ltd. и Sumitomo Corporation объявили о планах по созданию совместного предприятия, основанного на принципах “4R”: Повторное использование (Reuse), Повторная продажа (Resell), Вторичное производство (Refabricate) и Переработка (Recycle) литий-ионных батарей, ранее использованных в электромобилях. Таким образом, батареи смогут обрести «вторую жизнь».
Разработанная компаниями бизнес-модель “4R” рассчитана на получение прибыли за счет поставок литий-ионных батарей многократного использования по мере распространения электромобилей. Сегодня не существует поставок батарей большой емкости, которые могут быть использованы повторно. Ожидается, что к 2020 году спрос в Японии на батареи большой емкости, которым можно дать «вторую жизнь», достигнет эквивалента 50 тысяч электромобилей в год.
«Nissan возлагает на себя серьёзную ответственность стать первой компанией в мире, взявшей на себя обязательства по созданию мобильного сообщества с нулевым уровнем вредных выбросов в атмосферу», - сказал Тошиюки Шига, Главный операционный директор компании Nissan. «Клиенты с нетерпением ожидают появления электромобилей, но вместе с тем хотят иметь уверенность и в том, что литий-ионные батареи можно будет использовать повторно. Помимо того, что наши батареи можно использовать повторно, они являются также решением по энергосбережению. Мы рады обрести делового партнера в лице корпорации Sumitomo».
Компания Nissan планирует вывести электромобили на массовый рынок к концу 2012 фискального года. Поскольку потребители все больше и больше отдают предпочтение автомобилям с нулевым уровнем вредных выбросов, ожидается рост спроса на батареи, которые могут быть использованы повторно. Кроме того, ожидается увеличение количества поступаемых батарей от электромобилей. Даже по окончании срока эксплуатации электромобиля литий-ионные батареи Nissan сохраняют порядка 70 - 80% остаточной емкости и могут быть повторно использованы в различных отраслях в качестве энергоэкономичного решения.
Совместное производство литий-ионных батарей, основанное на принципах «4R», выгодно для обеих компаний: для Nissan оно обеспечит высокую остаточную стоимость батарей от электромобилей и будет способствовать снижению вредного воздействия автомобилей на окружающую среду. Для Sumitomo предприятие обеспечит дополнительные виды деятельности, помимо уже существующих, таких как поставка сырья, лизинг автомобилей, логистика и повторная переработка.
Заявление о создании совместного предприятия потребует от компаний проведения технико-экономического обоснования по определению базовой структуры предприятия, которое должно начать свою работу к концу 2010 года в Японии и США. В Европе Nissan приступит к исследованию бизнес модели «4R» со своим партнером по Альянсу, компанией Renault. Группе специалистов из Sumitomo и Nissan предстоит финализировать вопросы, касающиеся распределения акций, основных инвестиций, структуры предприятия и другие аспекты совместного производства.
К четырем основополагающим принципам нового предприятия по производству батарей с продлеваемым сроком действия относятся:
Повторное использование: обеспечение «второй жизни» батареям, имеющим около 70 - 80 % емкости;
Повторная продажа: продажа батарей для различного применения;
Повторное производство: разбор блока батарей с последующей новой сборкой, учитывающей требования потенциального клиента;
Повторная переработка: повторное использование с целью получения сырьевых материалов.
Восстанавливаемые батареи являются идеальным решением для отрасли возобновляемой энергии, где предусматривается аккумулирование энергии для ее последующего использования. Подобное экологическое применение восстанавливаемых батарей будет способствовать снижению выбросов углекислого газа в атмосферу.
К 2020 в Японии, ожидается большой спрос на батареи вторичного использования в следующих областях:
• Аккумулирование энергии с помощью панелей солнечных батарей в промышленности и жилищном секторе;
• Резервные источники питания;
• Источники бесперебойного питания (UPS);
• Выравнивание нагрузок для электрической сети;
• Выравнивание энергии с помощью солнечной энергии и энергии ветра.
Nissan уже имеет совместное предприятие с NEC Corporation – Automotive Energy Supply Corporation (AESC), целью которого является массовое производство литий-ионных батарей. Новое производство, основанное на принципах «4R», будет способствовать полному вовлечению Nissan в единый процесс создания высокоэффективных батарей, которые являются наиболее дорогостоящим и необходимым компонентом для автомобилей с нулевым уровнем вредных выбросов в атмосферу.
«Такое прямое управление всей цепочкой процесса производства наиболее ценного компонента имеет большое значение, поскольку позволяет нашим клиентам не нести расходы на батареи» - сказал Хидеаки Ватанабе, Директор подразделения Nissan по производству автомобилей с нулевым уровнем вредных выбросов. «Nissan в настоящее время исследует дополнительные возможности, в частности, получение аккумуляторов в лизинг или внедрение кредитной модели c ежемесячной платой. Таким образом, общие текущие затраты, равные ежемесячному платежу за аккумулятор с учетом расходов по его зарядке, сравнимы с затратами по топливной заправке аналогичного автомобиля с бензиновым двигателем. В конечном итоге, это является веским экономическим предложением для приобретения автомобиля с нулевым уровнем вредных выбросов в атмосферу, который полностью соответствуют водительским потребностям».
Миссия компания Nissan, стремящейся к глобальному лидерству в области создания мобильного сообщества с нулевым уровнем вредных выбросов в атмосферу, строится на интегрированном бизнес-подходе, включающим следующее:
• Приемлемые по цене, инновационные и хорошо оснащенные автомобили;
• Лидерство в области производства литий-ионных батарей в партнерстве с NEC, с помощью совместного предприятия AESC;
• Партнерство с государственным и частным секторами (на сегодняшний день уже объявлено более чем о 30 Меморандумах о намерениях по всему миру) по разработке инициатив, созданию инфраструктур, обучающих программ, а также ускорению процесса распространения автомобилей с нулевым уровнем вредных выбросов в атмосферу;
• Использование опыта, накопленного в области создания автомобилей с нулевым уровнем вредных выбросов, включая повторное использование, повторную продажу, повторное производство и повторную переработку литий-ионных батарей, которые делают мобильное сообщество с нулевым уровнем вредных выбросов в атмосферу реальностью.
2 августа 2009 года компания Nissan торжественно представила LEAF - первый в мире электромобиль с нулевым уровнем вредных выбросов в атмосферу. LEAF будет представлен на рынках Японии, США и Европы в конце 2010 года, а в 2012 году будет продаваться на глобальном рынке.