Примерное время чтения: 15 минут
347

До Зеленограда? За 8 минут!

В России существует платная дорога федерального уровня: обход села Хлевное в Липецкой области на трассе М-4 "Дон" (участок 444,5-464,3 километра). Платный обход нескольких населенных пунктов короче бесплатного проезда на 2 километра.  Средства, собираемые за проезд, перечисляются в федеральный бюджет.  В целом, работу по этому экспериментальному участку можно оценить положительно.  За 2008 год в федеральный бюджет поступило 118 млн.р от платы за проезд. 80% транспортного потока проходит именно по платному участку, то есть выбор пользователей дороги пал на качество и безопасность.

     

Пять лет назад плату за проезд для транзитных автомобилей по трем трассам ввели и псковские власти: от Старого Изборска до Печор и границы с Эстонией, от Острова до границы с Латвией, от Опочки до границы с Белоруссией (дорога Опочка - Полоцк). Спустя два года добавилась четвертая платная дорога: Ольша - Вележ - Усвяты - Невель на участке от Усвят до автомобильной дороги Новосокольники - Невель. Общая длина этих участков - 226 километров. Освобождены от платы лишь машины с псковской регистрацией. Сумма доходов от использования платных автодорог в январе – июне 2009 года составила 55 млн. 408 тыс. 170 рублей.

В рамках  программы «Совершенствование и   развитие   сети   автомобильных  дорог Центрального федерального  округа на период до 2010  года», входящей в подпрограмму «Автомобильные дороги»  федеральной целевой программы «Модернизация транспортной   системы    России    (2002  -  2010    годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 5.12.2001 г. № 848 предусмотрено строительство скоростной  автомагистрали «Москва — Санкт-Петербург». Федеральное Дорожное  Агентство «Росавтодор» и ФГУ «Дороги России» ведут планомерную работу в  этом направлении. ЗАО «Петербург - Дорсервис», в соответствии с заданием Федерального государственного учреждения «Дирекции по реализации инвестиционных проектов в дорожном хозяйстве Федерального дорожного агентства» (ФГУ «Дороги России»), разработал объединенный проект строительства скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15-й км –58-й км.

В ближайшее время будет подписано первое со времен концессий на советском Дальнем Востоке концессионное соглашение на строительство новой автомагистрали. Появление современной скоростной трассы высокого качества позволит совместно с существующей  автодорогой М-10 «Россия» обеспечить современную и эффективную    транспортную связь между двумя столицами и центрами регионов.

Новая магистраль станет альтернативным вариантом для прохождения транзитных грузов, частью международных транспортных  сообщений  «Север — Юг», частью панъевропейской сети дорог, в составе  которых в  настоящее    время    используется    автодорога   М-10    «Россия», технические  параметры которой не обеспечивают достаточный пропуск существующего и, тем более, перспективного транспортного потока и не соответствуют ее статусу международной и федеральной автомагистрали. Трассу планируется провести от Москвы в обход городов Тверь, Новгород Санкт-Петербурга с  обходами  г.  Химки,  г.   Солнечногорск,  г.  Клин, г. Тверь, г. Торжок, г. Бологое, г. Вышний Волочек в, Валдайского   национального   парка   и   г.   Новгород,  г. Тосно.  Общее время пути из Москвы до Санкт-Петербурга составит 5-6 часов, сейчас это минимум девять часов езды по дороге не самого лучшего качества.

Современная конфигурация сети автомобильных дорог федерального значения имеет ярко выраженную радиальную структуру, ориентированную на столицу Российской Федерации - город Москву, с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. Через Московскую область к городу Москве проходит 12 федеральных дорог. Проблемы Московского транспортного узла вызывают перепробег автомобильного транспорта, увеличение себестоимости перевозок, повышение уровня перегрузки автомобильных дорог движением.

Федеральная автомобильная дорога М-10 «Россия» является основной магистралью, соединяющей столицу России с Санкт-Петербургом, и обслуживает, преимущественно, связи Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Магистраль входит в международный транспортный коридор «Север-Юг», является составной частью девятого Критского интермодального коридора и несет основную нагрузку по перемещению внешнеторговых грузов из портов Северо-запада в центральную часть России.

Федеральная магистральная автомобильная дорога М-9 «Балтия»- современная многополосная магистраль, имеющая на участке МКАД- Волоколамск от 4х до 8 полос движения, обслуживает транспортные связи Москвы и других регионов Центрального и Южного федеральных округов с населенными пунктами Московской, Тверской, Псковской областей и Прибалтийскими государствами. Существующая интенсивность движения колеблется от 50 000 автсутки. У МКАД до 10 000-15000 автсутки у г. Волоколамск. От Волоколамска дорога имеет две полосы движения. Состояние дороги удовлетворительное. Пересечения и примыкания с автомобильными дорогами выполнены в разных уровнях.

Остальные дороги, имеющиеся в зоне притяжения новой скоростной дороги Москва-СПб, относятся по существующей классификации к прочим федеральным дорогам.

Федеральная автомобильная дорога А –104 «Москва-Дубна» (Дмитровское шоссе) протяжением 106 км. На участке МКАД - Дмитров имеет 4 полосы движения, на остальном протяжении – 2 полосы движения. Дорога обслуживает транспортные связи северных районов МО и дает выход к Иваньковскому водохранилищу и далее к северному речному пути. Интенсивность  движения составляет от 40 000 автсутки у МКАД до 7000-10000сутки на подходе к Дубне.

Постройка новой магистрали должна существенно улучшить транспортную обстановку в северном направлении. Головной участок скоростной автомагистрали(15-58 км.), в первую очередь, облегчит жизнь тем, кто ездит каждый день из подмосковных городов  в Москву на работу, тех, кто едет в аэропорт, и тех, кто живет в городах, по территории которых проходят федеральные трассы за счет улучшения транспортной и экологической ситуации в связи с разгрузкой существующих дорог.

Подрядчик строительства выбирался в рамках концессионного конкурса. На этапе предварительного отбора к участникам конкурса предъявлялись жесткие требования: заявитель должен был подтвердить финансовую состоятельность, представив доказательства: наличия годового оборота, эквивалентного 30 млрд. рублей в год за последние 5 лет, предшествующих подаче Заявки и наличия балансовой стоимости чистых активов не менее 3 млрд. рублей. Заявитель должен  был подтвердить, что обладает не менее чем 10-летним успешным опытом реализации и финансирования концессионных проектов и (или) иных проектов государственно-частного партнерства, предусматривающих строительство/ реконструкцию и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры, подтвердить, что обладает опытом строительства автомобильных дорог (не менее двух объектов за последние 10 лет).

Указанный опыт должен быть подтвержден участием в строительстве указанных объектов в качестве застройщика или генерального подрядчика или подрядчика, обеспечившего выполнение не менее 30% строительно-монтажных работ. Причем, стоимость одного из объектов,  должна составлять не менее 5 млрд. рублей (в пересчете соответствующей иностранной валюты  на рубли по курсу Центрального банка РФ на дату объявления Конкурса); необходимо также, чтобы строительство одного из объектов осуществлялось  в климатических условиях с отрицательной изотермой температур в зимний период года; один из объектов (автомобильная дорога) имела суммарное количество полос движения не менее четырех с устройством двух проезжих частей.  На этой стадии отсекались претенденты, которые не обладали достаточным опытом и возможностями по реализации столь масштабного проекта. Были отобраны только лучшие в своей области компании. Необходимо, чтобы объект, который поступит в собственность государства, был реализован самым высококвалифицированным инвестором.

 На втором этапе конкурса критериями отбора победителя являлись:  минимальный размер средневзвешенного размера тарифа ( у победителя он составил 3,6 ркм). Размер тарифа может различаться в зависимости от времени суток и дня недели и, в том числе, регулирует  количество автомобилей на трассе. Например, в пятницу вечером размер тарифа может быть максимально низким ( для получения концессионером дохода от объема транспортного потока и разгрузки бесплатной дублирующей трассы). Но при этом размер тарифа не может быть выше установленного концессионным соглашением. Также критерием являлось снижение срока строительства( у победителя 3 года) и снижение объема предоставления государственных средств. Конкурсная документация и проект концессионного соглашения были согласованы в Минтрансе, МЭРТ, Минфине и Минрегионе.

Государство выделяет 23 млрд. рублей, при этом общая стоимость проекта –  около 60 млрд. руб. Срок договора с концессионером — 30 лет. Победитель конкурса (крупная французская компания, имеющая огромный опыт) строит автомагистраль высочайшего качества, соответствующую европейским стандартам безопасности и комфорта. Он же управляет дорогой в течение срока, предусмотренного договором, строит инфрастуктуру, собирает плату.  За соответствие скоростной автомагистрали высоким требованиям по качеству концессионер отвечает перед государством. В договоре предусмотрен ряд штрафных санкций. Концессионер также отвечает и за количество ДТП.  Безопасность новой автомагистрали – одна из главных целей проекта. А концедент в лице государства получает экономическое развитие регионов, через которые проходит трасса, появление новых рабочих мест, снижение транспортной напряженности, транспортных издержек, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду  в районе городов  и особо охраняемых природных территорий, по которым  и вблизи которых сейчас проходит перегруженная трасса.

Скорость движения по новой трассе — 150 кмч(120 кмч на трудных участках),  общее число полос движения – 8 -10; ширина полосы движения – 3,75 м;  ширина обочины при условии устройства барьерного ограждения на обочине – 4,00 м; ширина остановочной полосы – 3,00 м; ширина центральной разделительной полосы – 3,70 м, в том числе: - ширина краевой полосы у разделительной полосы – 1,00 м;  ширина центральной части разделительной полосы – 1,70 м, с двумя рядами бетонных барьерных ограждений. Бесплатным по дороге будет проезд для аварийных служб, милиции, скорой помощи. Средневзвешенный тариф для проезда по трассе по условиям  конкурсного предложения выигравшего участника составляет 3,60 р./ км. На дороге будет установлена Автоматизированная Система Управления дорожным движением, организованы площадки для отдыха, предоставлена современная связь, а так же предусмотрены пункты аварийной связи. Строительство начнется в 2010 году после подтверждения концессионером финансового закрытия проекта. Срок строительства – 36 месяцев.

Начало трассы (км 15) намечено на существующей Бусиновской развязке МКАД. Бусиновскую развязку строит г. Москва за счет субсидий из государственного бюджета. Участок до Лихачевской транспортной развязки будет бесплатным, поскольку первый пункт оплаты располагается в 4,5 километров от МКАД. Это значит, что жители левобережных Химок и жители г. Долгопрудного получат новые транспортные выходы к Москве европейского качества, и они будут бесплатными. Также в составе проекта разработаны решения по строительству подъезда к Коровинской развязке с частичной ее реконструкцией. Он обеспечит транспортную связь с г. Долгопрудный. Проезд также необходим на период строительства дороги и реконструкции Бусиновской транспортной развязки, так как головной проектируемый участок (эстакада) накладывается на выход Лихачевского шоссе на МКАД, обеспечится новый скоростной подъезд к аэропорту Шереметьево, подъезд к левобережной части гг. Химки и Долгопрудный.  Начало строительства начнется  в 2010 году, после того, как концессионер предоставит финансовое закрытие проекта, и  будут предоставлены земельные участки. Процесс строительства головного участка  разбит на 4 пусковых комплекса.  Скорее всего они будут сдаваться попарно: Первый второй  пусковые комплекс ы– от МКАД до Шереметьево, третий, четвертый пусковые комплексы от Шереметьево до пересечения скоростной трассы с М10 на 58 км. Общее время строительства 36 месяцев, то есть три года. Срок строительства был одним из критериев конкурса.

На участке км 15 -км 29 трасса проходит восточнее и северо-восточнее   г. Химки, обходит с севера район «Молжаниново» Москвы, пересекает канал им. Москвы,  Международное шоссе (подъезд к аэропорту Шереметьево-2) и Шереметьевское шоссе (подъезд аэропорту   Шереметьево-1. При   пересечении    проектируемой   трассой  территории   перспективного  развития  аэропорта  Шереметьево-3   (на км  33) намечено проложить участок в тоннеле длиной 500 м. На участке км 35 - км 58 трасса пересекает подъезд к г.  Зеленограду,  дважды  р.  Клязьму,  Большое Московское железнодорожное кольцо на участке Поварово — Икша, Малое Московское  автомобильное кольцо,  ряд других  автодорог и  на км  58 транспортной развязкой примыкает к автодороге М-10 «Россия». В объединенном проекте на участке км15 – км58 на пересечении с основными сетеобразующими дорогами запроектировано строительство 8-и транспортных развязок .Всего на головном участке предусмотрено 9 пунктов сбора платы, причем только первый центральный пункт располагается на трассе, остальные – на съездах и въездах, что не затруднит движения по скоростной автомагистрали.

Участок 15-29 км

Трасса проходит по восточной окраине п. Левобережный городского округа Химки по землям КСХП «Химки» МВО до канала им. Москвы, далее через канал им Москвы на км52, далее западнее п. Старобеево до его северной окраины, проходя по землям лесного массива Химкинского лесопарка. Начиная с северной границы п. Старобеево, трасса проектируемой дороги, поворачивая в северо-восточном направлении, проходит восточнее п. Вашутино и, приближаясь к аэропорту Шереметьево-2 пересекает р. Клязьму и Международное шоссе к аэропорту Шереметьево-2.

Трасса проходит в непосредственной близости от аэропорта Шереметьево-2 параллельно ему, затем трасса поворачивает в направлении существующей автодороги и пересекает подъезд к аэропорту Шереметьево-1 в 1.3 км от автодороги М-10 «Россия».

Участок км29 – км58.

От пересечения с подъездом к Шереметьево-1 трасса следует в юго-западном направлении до км 31 пересечения автодороги на Перепечено максимально приближаясь к существующей дороге М-10 «Россия», далее трасса поворачивает на северо-запад и начинает удаляться от существующей дороги, на км 32 трасса пересекает автодорогу на Пикино. Положение трассы до км 33 определилось из условия размещения на данной территории и резервирования земель под развитие аэропорта Шереметьево-3. На км39 трасса пересекает р. Клязьма и поворачивает на запад, проходя в 270 м от садоводческих участков расположенных вблизи н.п. Льялово.  На км45 трасса автодороги пересекает БМОЖД, и, следуя в юго-западном направлении, проходит в 330 м от н.п. Бухарово. На км48  планируется устройство пересечения в разных уровнях трассы автодороги с Малым Московским Кольцом (ММК). Далее трасса, следуя в северном направлении, проходит в 430 м южнее н.п. Овсянниково и 410 м севернее н.п. Терехово. Вновь, принимая юго-западное направление, трасса обходит н.п. Пешки в 500м и на км58 пересекает автомагистраль М-10 «Россия», здесь предусмотрено пересечение в разных уровнях. Положение трассы до км58 определилось обходом густо застроенного массива образованного поселками Менделеево, Льялово, Никольское, Радумля, Майдарово и других.

Проектом предусматривается мониторинг окружающей среды в районе трассы, включающий систему автоматического контроля загрязнения атмосферного воздуха в составе 6 постов и наблюдения средствами мобильной специализированной лаборатории, предусматриваются компенсационные действия по озеленению, строительство путепроводов (экодуков) на путях миграции животных, установка защитных экранов. Согласно «Рекомендациям по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов», на участках применения шумозащитных экранов и лесополос концентрация загрязнения воздуха на защищаемых территориях снижается на 40-50%, а на участках применения сплошных экранов высотой 5 м. и более – до 70%.

Шумозащитные экраны общим протяжением 23,227 км. устанавливаются на обочине автомобильной дороги и на искусственных сооружениях -мостах, эстакадах и предназначены для защиты селитебных территорий  от повышенного воздействия шума. Для дополнительного снижения уровня шума и при невозможности устройства шумозащитных экранов проектом предусматривается шумозащитное остекление. На отдельных участках дороги проектом предусмотрена организация шумозащитных лесопосадок общим протяжением 1,6 км.

Проектом также предусмотрены мероприятия по снижению негативного воздействия на прилегающие лесные насаждения. Рубка леса и уборка кустарника будут проводиться только в пределах полосы, отведенных под строительство дороги. Предусмотрена пересадка деревьев ценных пород в соответствии с установленными дендрологическими правилами. Планируется огораживать местообитания редких и охраняемых растений, находящихся в непосредственной близости от землеотвода. При строительстве мостов через р. Клязьма и канал им. Москвы и установке водопропускных труб на ручьях и логах предусматриваются все необходимые водоохранные мероприятия. Предпроектной документацией в качестве природоохранных мероприятий предусматриваются также: снятие плодородного слоя на участках работ с последующим использованием для рекультивации; техническая и биологическая рекультивация с засевом трав притрассовой полосы и временно занимаемой территории; укрепление откосов землеполотна объемными георешетками с засыпкой растительным грунтом и засевом трав; установка металлического сетчатого ограждения для предотвращения выхода на дорогу животных.

Автодорога Москва-Санкт-Петербург станет второй платной трассой в Московском регионе. Напомним, что в 2012 г. должен открыться платный, 18-ти километровый участок на магистрали Москва-Минск.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах