Границы трезвости. Каких водителей считают пьяными в разных странах?

О том, сколько алкоголя может содержаться в организме водителя, в России спорят постоянно. Особенно жаркие дебаты на высшем уровне были несколько лет назад, в 2010–2013 годах, когда от разрешённых промилле мы на время возвращались к «сухому» закону, а затем снова ввели допустимую норму. Сейчас, по закону, водитель считается нетрезвым, если в выдыхаемом воздухе 0,16 мг/литр паров алкоголя, то есть примерно 0,35 промилле. Дело в том, что у анализаторов воздуха, то есть алкотестеров, бывает погрешность, к тому же некоторые абсолютно безобидные продукты или лекарства также могут давать эффект. Сколько эта норма «разрешает» выпить, лучше даже не рассуждать. Организмы у всех людей разные, переводить промилле в бутылки пива не будем.

   
   

А что говорит мировой опыт на эту тему? Езда в нетрезвом виде — из категории таких нарушений, подход к которым сильно отличается в разных странах. Нет, пить за рулём нигде не разрешают, но допустимые нормы у всех свои.

«Сухой» закон

Сторонники «абсолютного нуля» в России ссылаются на страны, где, по закону, ни одной частицы алкоголя в воздухе у водителя не должно быть. Государств с «сухим» законом немного, но они есть. Иногда такая жёсткость обусловлена национальными особенностями, как в ОАЭ или Брунее. В Европе никаких цифр, кроме нуля, не признают только в Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии. Принципиальная позиция объясняется большим числом нарушителей. Впрочем, даже здесь стараются выстраивать гибкую систему наказания. К примеру, в Румынии до 0,8 промилле грозит только штраф с возможным лишением прав, а выше — уже тюрьма.

Погрешность до 0,2 промилле

Но всё же самая распространённая норма учитывает хотя бы небольшую погрешность прибора — не бывает безупречной техники. Довольно строгое ограничение — до 0,2 промилле — установлено в Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Норвегии, Швеции. Из крупных неевропейских стран с такой нормой стоит отметить Китай. Местные власти ввели градацию: от 0,2 до 0,8 промилле — штраф 1000–2000 юаней и полгода без прав, свыше 0,8 промилле — до трёх лет тюрьмы и до пяти лет пешком. Водительское удостоверение могут отобрать пожизненно, если пьяный устроил ДТП. Известны случаи, когда нетрезвых виновников аварии с жертвами даже приговаривали к смертной казни.

От 0,5 и выше

Как ни странно, но самые высокие показатели разрешённого количества алкоголя у водителей — в развитых странах с высоким уровнем жизни и низким уровнем аварийности на дорогах. Так, почти во всей Европе, за исключением упомянутых стран, с содержанием алкоголя до 0,5 промилле не штрафуют. По-настоящему выверенная система действует в Германии. Новичкам со стажем до двух лет, молодым водителям до 21 года и профессионалам вообще никаких поблажек — только ноль. Для остальных — 0,5 промилле. Но в случае ДТП пьяным сочтут и за 0,3 промилле, что является отягчающим обстоятельством. До 1,1 промилле наказание несерьёзное — 500 евро и лишение прав на месяц. Свыше этого показателя пешком придётся ходить год, а потом ещё проходить медицинский тест на трезвость и доказывать суду, что ты адекватен.

В Великобритании и США предельно допустимое содержание алкоголя в воздухе ещё выше и составляет 0,8 промилле. Зато, если попался нетрезвым, мало не покажется. В Соединённом Королевстве штраф не ограничен ничем, конкретный размер определяется судом. Есть, впрочем, некоторые послабления для тех, кто осознал всю тяжесть нарушения. Если у водителя отобрали права за «пьянку» более чем на год, он может сократить этот срок, если запишется на платный (до 250 фунтов стерлингов) курс реабилитации. Подобную возможность власти ввели в 2014 году.

Глобально в США норма 0,8 промилле действует для водителей старше 21 года. Но отдельные штаты вправе устанавливать свои законы на этот счёт. Например, в Калифорнии и ряде других штатов для коммерческих водителей прописано 0,4 промилле. Суммы штрафов сильно разнятся. Как правило, они варьируются в пределах тысячи долларов за первое нарушение. А в случае аварии в нетрезвом виде могут и на 10 лет в тюрьму посадить.

   
   

Смотрите также: