В Москве отменят маршрутки... для удобства пассажиров

Фото: «АИФ»

Для того чтобы в Москве было меньше пробок, власти города пытаются сделать более привлекательным общественный транспорт. Не всегда эти действия носят только положительный характер. Так, метрополитен тянет новые ветки и открывает станции за МКАД, но при этом Собянин признаёт, что перегруженность метро составляет порядка 40%. Выделенные полосы для общественного транспорта должны были бы увеличить скорость проезда (Мосгортранс сообщал о её увеличении на 7,5%, но в подведении итогов года заместитель мэра и руководитель Департамента транспорта Максим Ликсутов не привёл подобных данных, а лишь обозначил среднюю скорость движения по выделенным полосам – 41 км/ч. Зато в интервью он сообщил о создании новой маршрутной сети и рассказал о полной смене концепции автобусного парка столицы.

   
   

Главным новшеством будет то, что в ближайшее время в Москве не останется маршруток. И если в прошлые годы недовольство вызывали их аварийность, курящие водители-хамы и изношенный парк техники, то сейчас основной причиной отмены маршруток заместитель мэра назвал непрозрачность бизнеса: «Конечно, большинство компаний работает официально, но – сами видите – билетов пассажирам не дают, а когда платят налоги отчитываются, по нашим данным, только за каждого второго пассажира. В итоге теневой оборот в этом бизнесе достигает 30 миллиардов рублей в год».

Фото представлено пресс-службой ГУП «Мосгортранс»

Основными средствами для перевозки пассажиров станут автобусы. Причем, в зависимости от загруженности маршрута и времени это будут автобусы большой вместимости в час «пик», средние – для нормального графика, и малые (то есть, маршрутки, и здесь Ликсутов сам себе противоречит) в межпиковое время. Уже сейчас идёт процесс по созданию новой маршрутной сети наземного транспорта. После создания маршрута будет объявляться конкурс на его обслуживание. Подрядчику необходимо будет обладать требуемым автобусным парком. Техника должна обладать нужной вместимостью, соответствовать требованиям «Евро-5», оснащаться кондиционером и системой ГЛОНАСС. Срок действия контракта составит 7 лет, а оплачиваться будет каждый километр пробега. Отклонения по маршруту или несоблюдение графика будет сказываться на оплате в сторону уменьшения.

«В 2013 году планируется внедрение новой схемы в три этапа. В мае предполагаем запустить пилотный проект на одном маршруте, в сентябре – запустить пилотный сектор, включающий несколько маршрутов и ближе к концу года – развернуть модель на весь город».

Вся эта схема будет основываться на работе системы ГЛОНАСС. Она должна будет определять и местоположение автобуса на маршруте, и соблюдение графика движения. На основе данных ГЛОНАСС будет осуществлять контроль за перевозчиком в режиме реального времени и передаваться информация на «интерактивные» остановки, оснащенные электронными табло. Их в 2013 году планируется установить в количестве 600 штук.

Ликсутов считает, что сделать общественный транспорт более привлекательным можно за счёт ответственности перевозчика, в первую очередь, за выполнение расписания движения, безопасность и качество обслуживания пассажиров. За счет новых механизмов оплаты работы перевозчиков планируется уменьшить средний интервал движения транспорта по городу до 5-7 минут в час «пик», обеспечить высокую точность выполнения расписания и организовать тактовое движение на ряде маршрутов.

Для контроля финансов оплата проезда пассажирами на любом виде транспорта будет исключительно по билетам. Это будут вводимые мульти-проездные и обычные билеты. Их можно будет приобрести в том числе у водителя. Деньги за билеты будут поступать в городскую казну, а лишь затем перевозчику в соответствии с контрактом. За оплатой проезда повсеместно будут следить контролёры.

   
   
Фото представлено пресс-службой ГУП «Мосгортранс»

Но вот нужны ли горожанам и перевозчикам все эти нововведения? Да, с одной стороны обещание соблюдения графика должно сделать использование автобусов более удобным. Но на практике это будет очень сложно реализовать. Взять, например, посадку в автобус – с момента установки вуаледаторов этот процесс занимает несколько минут. Посадка должна осуществляться только на остановке, поэтому к ним из автобусов собирается очередь. С учётом того, что длинному автобусу труднее подъехать к остановке, временной интервал увеличивается ещё больше. И любой сбой при посадке (бабушка не может найти карточку) сказывается на графике движения, и как следствие на оплате контракта перевозчику.

С точки зрения удобства пассажиров с отменой маршруток в сегодняшнем виде и с введением спутникового контроля, нельзя будет остановить микроавтобус на дороге вне остановок взмахом руки. Это будет реально только в разгруженные часы. Сойти «за перекрёстком» или в любом другом удобном месте, также будет нельзя (хотя эта норма действует и сейчас, но водители обычно идут на встречу пассажирам).

Также вызывает сомнение изучение траффика и составление новых маршрутов. Сейчас крупные перевозчики обычно имеют в своем парке несколько видов автобусов. Их выпуск на маршрут, количество поездок и сами маршруты продуманы до мелочей. Ведь частным компаниям не выгодно возить «воздух», или ругаться с ГИБДД о местах парковки. Можно использовать их данные, а не тратить деньги на мониторинг. 

Ещё один не очень понятный момент – это использование в разное время автобусов разных типов. Сейчас, по сведенью Мосгортранса в столице курсируют более 6 тысяч автобусов (к 2016 году их будет 8000 единиц), которые перевозят 1,6 млрд человек в год по 636 маршрутам. В основном это «ЛиАЗ», а также марки «Икарус», «МАЗ» и «Волжанин». 611 автобусов относятся к классу супербольших. В соответствии с утверждённым реестром в Москве используется 5384 транспортных средства М2 класса В (реже класса А) – автобусы, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т, на 674 маршрутах. С принятием схемы  использования разных типов автобусов, перевозчикам придётся заметно менять свой парк. Но это не основная проблема – такую технику обычно берут в лизинг и она окупается. Больше занимает вопрос, а что делают автобусы, которые по графику не выходят на маршруты? Просто где-то стоят? То есть у перевозчиков должны быть свои базы, расположенные недалеко от маршрутов, на которых по очереди должны стоять большие, средние и малые автобусы. При этом водители должны уметь управлять каждым видом, ведь сменный график в две волны по два-три часа мало кто выдержит. Как это будет организовано, пока не известно.

Пока ни один из перевозчиков не получал никаких официальных уведомлений и никто из них не готов комментировать ситуацию. Даже у довольно крупных компаний скорее всего будут проблемы по соответствию условиям конкурса и присутствию на дорогах, а частным компаниям, имеющим в распоряжении пару десятков маршруток, скорее всего не выжить.

Смотрите также: