Ремонт дороги вызывает у водителей смешанные чувства: с одной стороны раздражение – ведь дорогу частично перекрывают, с другой – робкую надежду, что вот сейчас починят и тогда… Но сужение проезжей части еще приводит к увеличению риска аварии. Ремонтные машины стоят, причем зачастую в левых - «скоростных» - полосах, а поток вынужден огибать неожиданное препятствие. Рабочие защищены лишь световозвращающими жилетами, но они спасут лишь от внимательных водителей, на них же рассчитаны знаки, предваряющие опасный участок. На случай, если предупреждения не сработают, и выставляется автомобиль прикрытия. Его роль играет грузовик, доставивший материалы и оборудование для дорожных работ. Зачастую им оказывается «Газель».
Снаряженная масса бортовой «Газели» 1850-1900 кг (в зависимости от модификации) заметно больше 950-1200 кг, характерных для легковых авто компактного и среднего класса. С одной стороны, это приведет к значительным перегрузкам в салоне легковушки при ударе, с другой – масса такого «щита» недостаточно велика – машины влетят зону проведения работ. И жилеты ремонтников не спасут. Не слаще придется и пассажирам автомобиля-тарана: рама грузовичка расположена достаточно высоко и, при ударе, столкнется не с силовыми элементами кузова, а с податливым «оперением» - передние крылья, капот, передние стойки кузова… И все – дальше салон. И люди.
Спасти двух зайцев одним выстрелом попытались специалисты корпорации Строй Ивест Проект М. Они предложили оснастить машину дорожников дополнительной энергопоглощающей конструкцией. Официальное название разработки – Демпфирующее Фронтальное Ограждениие, или ДФО. Ее задача - не допустить повреждения машины-щита, уменьшить ее смещение при аварии и спасти тех, кто «проспал» предупреждающие знаки. Насколько это удалось, журналистам продемонстрировали на Дмитровском автополигоне.
Но сначала несколько слов о конструкции системы. Комплекс состоит из трех частей: машины прикрытия, картриджа демпфирующей системы и рамы, которая объединяет в одно целое. Собственно, конструкция картриджа и есть ноу-хау фирмы. Он принимает на себя основную энергию столкновения и, деформируясь, рассеивает ее в виде тепла. Сложность разработки подобных устройств в выборе компромисса: жесткий демпфер обладает хорошей энергоемкостью, но немалая часть энергии удара достанется машинам – значительные перегрузки повлекут за собой тяжелые травмы, мягкий демпфер спасет машины и людей, но при той же поглощающей способности окажется слишком велик. Создатели системы ограничились достаточно скромными габаритами: длина и ширина картриджа не превышают двух метров. Внутри корпуса, окрашенного в жизнерадостный желтый цвет, многополостной металлический наполнитель, камеры которого заполнены полимерной пеной. На первый взгляд, ничего сложного, но заставить эту конструкцию «складываться» строго определенным образом – задача нетривиальная. Тут важен и подбор профиля камер металлической вставки, и свойства полимерного наполнителя. Ведь нужно не просто «перевести» энергию удара в тепло. Важно заставить легковушку «прилипнуть» к демпферу – она не должна соскользнуть с него, важно избежать обратного отскока – при этом на шейные позвонки пассажиров действуют значительные силы и вероятность тяжелых травм очень велика.
В роли «тарана» выступал легковой автомобиль массой 1000 кг. По условиям испытаний он должен был коснуться барьера на скорости 60 км/ч.
Наконец, все готово. Свист разгонной катапульты… Удар! «Газель», дернувшись, замирает, откатившись меньше, чем на пять с половиной метров. А легковушка? Двери открылись без проблем. Пол в зоне педалей не деформирован, педальный узел не смещен. Деформация едва затронула щит передка. Даже радиатор остался цел! Зато демпфер системы практически перестал существовать: он стал короче вчетверо! Но свою задачу выполнил честно. Корпус картриджа удержал машины на одной оси, не допустив «соскальзывания». И не стал «расталкивать» автомобили, провоцируя обратный отскок. Главный элемент демпфирующей системы не случайно назвали картриджем: он сменный. И одноразовый.
Разумеется, безопасность стоит денег. И вопрос о стоимости системы не мог не возникнуть. Цифра, названная разработчиками – 300-350 тыс. руб. достаточно велика, но существенно ниже зарубежных аналогов (около 18 тыс. у. е.). Правда, речь шла о единичных экземплярах системы. Если новинку запустят в массовое производство, то ее цена должна упасть почти в два раза – до 180 тыс. руб. А эту сумму вполне покрывает ОСАГО виновника аварии.
Смотрите также:
- Тест-драйв Suzuki Grand Vitara 3.2: универсальный крепыш →
- Ford Focus CC: мужской и женский взгляд ВИДЕО и ФОТО →
- Тест-драйв Hummer H2: King Size в ваших руках →