В Турции вновь обсуждают вопрос о «пересмотре в системе «всё включено». Может ли исчезнуть формат, ради которого в страну едут миллионы отдыхающих?
Поводом для обсуждения стали цифры очередного исследования: процент выброшенной с тарелок еды в отелях достигает 65%, что эквивалентно 220–400 граммам еды на человека. «Пищевые отходы обходятся гостиницам в 1,5 млрд долларов в год, поэтому количество объектов, работающих по этой системе, должно быть сокращено», — заявили в ассоциации молодых предпринимателей Анкары. Ещё одну цифру приводит издание Milliyet: ежегодно в Турции выбрасывается более 18 млн тонн продуктов питания.
Разумеется, на фоне невысокого уровня жизни и растущей инфляции эти данные вызывают у населения раздражение. Впрочем, тему со «всё включено» раскачивают отнюдь не отели. «Против системы „All inclusive“ выступают иные представители турецкой туриндустрии, — заявил „АиФ“ турецкий политолог Керим Хас. — Те же владельцы курортных ресторанов и кафе элементарно недополучают прибыль, поскольку туристы в массе своей до них не доходят. А зачем, если питание и напитки в неограниченном количестве есть в отелях? Те, кто проживает с гостиницах „всё включено“, вообще не склонны покидать её территорию. А значит, страдают и магазины, и музеи... Сами отельеры как раз утверждают, что отказ от сложившейся системы приведёт к обвалу отрасли». К слову, эта отрасль в 2023 году принесла в экономику страны 3,11 трлн турецких лир — примерно 12% от общего ВВП страны.
Власти уже дали понять: радикальных реформ в индустрии не будет — последствия окажутся слишком болезненными. Однако для предотвращения расточительства на «шведских столах» они намерены разработать новую стратегию. Конкретики пока нет. Но среди озвученных ранее предложений фигурируют следующие: внедрение модели «оплата еды по мере использования», ограничение выкладки на стойках с продуктами, уменьшение размера тарелок, практика подачи блюд официантами, исключающая «контакт» гостей с пищей.
Как «всё» начиналось
Турецкие отели ввели систему «всё включено» в начале 1990-х. Они были первыми, кто масштабно перенял опыт международной отельной сети Club Med, которая придумала и запатентовала «All inclusive» в 1950-х. Изначально ставка делалась исключительно на состоятельных клиентов (основной расчёт был на то, чтобы привлечь немецких туристов). Но в итоге формат трансформировали, сделав его общедоступным.