Примерное время чтения: 7 минут
883

Возрождение из пепла. Почему туризм в России не умер, а окреп?

Сюжет PRO-тренды
Калуга.
Калуга. Фото: пресс-служба Министерства культуры и туризма Калужской области

В целом по стране за последние годы внутренний туризм вырос на 10%. Некоторым регионам повезло больше — в северо-западной части России эта цифра составила 15%, а в Санкт-Петербурге — рекордные 33%. Если в первый год пандемии российская туриндустрия находилась на грани выживания, то сейчас в ряде регионов сталкиваются с дефицитом кадров. Дальнейшее развитие отрасли обсудили эксперты на Петербургском международном экономическом форуме в рамках паблик-тока «PRO-тренды». Дискуссия «Внутренний туризм в России: уникальные возможности и дерзкие вызовы» состоялась в медиагостиной АиФ.

«PRO-тренды» — это мультимедийный спецпроект «Аргументов и фактов». Серия паблик-токов и личных интервью экспертов в самых разных направлениях: в науке, технологиях, креативных индустриях, туризме и многом другом. Все четыре дня форума в медиагостиной журналисты общались с гостями редакции и транслировали эти дискуссии на сайт, в соцсети и в Ютьюб.

Гостями паблик-тока «PRO-тренды: внутренний туризм» стали:

Полина Коченкова, заместитель министра культуры и туризма Калужской области, начальник управления туризма,

Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга,

Ирина Гончарова, вице-президент по туризму и специальным проектам ГК «Абрау-Дюрсо».

Туристический Петербург

Городу на Неве давно ничего не надо доказывать. Он был и остается туристической Меккой. В последнем году без пандемии, в 2019-м, Петербург посетили 5,5 млн российских туристов и 4,9 млн иностранцев. Однако в 2020 году международный туризм рухнул, а с ним и 60-70% доходов отрасли.

Фото: Ростуризм

«Во время пандемии возник вопрос: что вытянет туризм в Петербурге? — вспоминает Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. — Был проведен профессиональный опрос, в котором участвовали российские и иностранные эксперты. Первым назвали культурно-познавательный туризм — великие музеи: Эрмитаж, Царское село, Петергоф. Второе — деловой туризм. Это самый высокий средний чек и постоянная загрузка отелей. Третье — школьный туризм. Петербург — учебник под открытым небом, каждый школьник должен побывать здесь, чтобы воочию увидеть историю последних 320 лет России». 

Далее по порядку, но не по значению шел событийный туризм, экскурсии на промышленные объекты, которые интересуют молодежь, медицинский туризм (есть городское агентство медицинского туризма), гастрономические туры... Результат не заставил себя ждать: почти 8 млн гостей посетили Петербург в прошлом году. 30% из них — это люди до 35 лет, 51% — семейные пары и туристы с детьми. 

«Наша инфраструктура перестраивается сейчас под прием семей с детьми, — продолжает С. Корнеев, — появляется много детских предложений — детских маршрутов, детской анимации в гостиницах и т. д. И это сложный процесс, с этим мы работаем. У нас запускается Международный центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства, в котором наши специалисты будут повышать свою квалификацию. 

Если говорить про географию нашего туриста, то, конечно, Московская агломерация — это больше 30% гостей. Но все больше и больше туристов из крупных городов-миллионников Сибири и Урала. 

Мы хорошо сотрудничаем с нашими соседями из “Серебряного ожерелья России”. Это выгодно. Приезжая в Петербург, туристы один раз едут в Псков, следующий раз — в Новгород, потом — в Выборг, Тихвин и Карелию. Кстати, в прошлом году туристы оставили в экономике Санкт-Петербурга 366 млрд руб.».

Калужские горы

С началом пандемии свое отношение к туризму начали пересматривать даже в тех регионах, которые ранее не относились к туристическим центрам. 

пресс-служба Министерства культуры и туризма Калужской области
Фото: пресс-служба Министерства культуры и туризма Калужской области

«Динамика туризма у нас однозначно положительная, — говорит Полина Коченкова, заместитель министра культуры и туризма Калужской области, начальник управления туризма. — Последний допандемийный 2019 год уже перестал быть эталоном. В этом году мы имеем прирост числа туристов в 15% к прошлому году. Летом, в сезон, в Калужской области не хватает емкости отельной сети. Что касается зимы, конечно, хотелось бы чуть более равномерную загрузку получить.

Представьте себе, нам есть что показать даже зимой. У нас есть горнолыжный курорт. Гор нет, а курорт — есть. Гости начинают спускаться с крыши отеля, потом переходят в холл, и получается что-то похожее на приличный горнолыжный курорт. Прямо в центре Калуги находится.

На Петербургском экономическом форуме мы подписали соглашение с братьями Запашными, у нас будет сафари-парк на 200 га».

Не только вино

Не желая никого обидеть по географическому признаку, все-таки отметим, что у нашего человека слово «туризм» во многом связано с солнцем и югом. 

«К нам едут люди посмотреть на красоту, почувствовать дух, атмосферу винодельческого региона, понять, каким образом, какими трудами выращивается виноград, увидеть производство вина, — считает Ирина Гончарова, вице-президент по туризму и специальным проектам ГК “Абрау-Дюрсо”. — В 2022 г. туристический поток у нас вплотную приблизился к полумиллиону человек. К 2030 г. мы планируем увеличить его до 1 млн туристов. 

Фото: пресс-служба ГК «Абрау-Дюрсо»

Планируем создать очень яркий всесезонный курорт с очень высоким сервисом, русское Монте-Карло. Тут будет 600 новых гостиничных номеров, большой термальный комплекс, новая набережная, активити-парк. Естественно, мы не обойдем медицинский туризм. 

Есть, однако, проблема — кадровый голод. Нам нужны все. В первую очередь — младший персонал, это мы говорим про официантов, про сервисные работы, про поваров, безусловно. Вот острый дефицит именно в этой сфере». 

Фото: пресс-служба ГК «Абрау-Дюрсо»

Слушаешь этих спикеров и понимаешь, что в контексте развития туризма дефицит кадров — скорее позитивная характеристика нынешнего состояния рынка, чем негативная.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах