Вдоль западного побережья Греции 60-километровой запятой плавает в Ионическом море остров Корфу, он же Керкира. У этого клочка суши в разные времена было столько названий, что обзавидуешься. Не каждый остров, например, может похвастаться первым упоминанием в «Одиссее» Гомера!
Именно Корфу описан у великого слепца под именем земли феаков. Тут потерпевшего кораблекрушение Одиссея нашла дочь местного царя Навсикая, а её отец Алкиной без промедления отправил скитальца на родную Итаку. Кстати, она, как и Корфу, относится к Ионическим островам, но представляет собой совсем уж депрессивный регион, каким, впрочем, была ещё при Одиссее.
Позднее покровителем Корфу стал святитель Спиридон Тримифунтский, хотя он никогда не жил на острове. Его мощи с 1456 г. хранятся в столичном соборе. Есть легенда, что святой Спиридон впечатлил русского классика Николая Гоголя, который специально приплыл посмотреть на его мощи из Италии. Во время выноса мощей (этот праздник проходит ежегодно 12 декабря) святой вдруг... сел. Произошло сие чудо в назидание некоему британскому подданному, который предположил, что для лучшей подвижности хитрые греческие священники понаделали в спине святого надрезов. Что сталось с надменным англичанином и происходила ли эта история на самом деле, бог весть. Но с 1815-го по 1864-й Корфу и правда был протекторатом Британской империи.
Считается, что именно святитель Спиридон ни разу не допустил на Корфу турок, которые оккупировали почти все Средиземноморье. Оттоманы остров и вправду не захватывали, но от прочих завоевателей Спиридон корфиотов не спас. Не помог он, например, от нашествия французов в 1797 г.
След адмирала Ушакова
Остров на тот момент принадлежал Венецианской республике, так что поначалу греки были французам рады. Однако контрибуция в 60 тыс. талеров их быстро отрезвила. Освобождать греков отправилась в 1798 г. русская эскадра во главе с адмиралом Фёдором Ушаковым, памятник которому в столице острова сейчас показывают всем туристам из России.
Крепость Корфу считалась одной из сильнейших в Средиземном море, французский гарнизон насчитывал 3 тыс. человек при 650 орудиях. Поэтому адмирал Корфу штурмовать не стал - повёл планомерную осаду. Участвовали в ней и местные греки.
Некий инженер Макрати, например, сформировал отряд в 1,5 тыс. добровольцев. Ушаков дал им три пушки с прислугой. Правда, когда французы решились на вылазку, греки разбежались, три русских канонира были убиты. Инженера французы расстреляли, но дело его не пропало.
Читайте также: | |
---|---|
Бесплатные экскурсии в городах Европы: адреса и явки | |
Золотая Колыма: где запрятано ведро с самородками? | |
Неизвестный Стамбул. По следам французов, Агаты Кристи и русских эмигрантов |
До сих пор семья Макрадес (Макрати - итальянское написание) владеет лучшими оливковыми плантациями на острове, живёт в одноимённой деревне, давит масло и гонит неплохое вино. А те самые пушки так и остались на Корфу. По крайней мере, на одной из них прекрасно различимо клеймо в виде российского двуглавого орла.
В нашей стране осада Корфу приобрела культовый статус после фильма Михаила Ромма «Корабли штурмуют бастионы». В те же годы действия русской средиземноморской эскадры вызывали восхищение далеко не у всех.
«Значительную эскадру следовало бы послать в Египет (именно там в это время пребывал Бонапарт со своей армией. - Авт.)... но русские более любят Корфу», - писал адмирал Горацио Нельсон, командовавший британской эскадрой. Оба флотоводца, кстати, были знакомы, держались корректно, хотя особо друг другу не доверяли.
Кончилось сидение под Корфу без генерального штурма. Согласно условиям почётной капитуляции французский гарнизон был эвакуирован в Тулон под честное слово не воевать против России в течение полутора лет. А Ушаков ненадолго задержался и дал Корфу такую свободу, которой и сам не имел в России: ввёл местное самоуправление и - страшно сказать - выборность полиции.
Любопытно, что первую демократию Нового времени Греции подарил один из столпов тогдашнего самодержавия - Российская империя. А отняла колыбель парламентаризма Великобритания.
Туристы и другие животные
«Мало-помалу остров незаметно, но властно подчинял нас своим чарам. Каждый день нёс в себе такое спокойствие, такую отрешённость от времени, что хотелось удержать его навсегда», - писал про Корфу знаменитый английский писатель-анималист Джеральд Даррелл. Его семья долго жила тут перед Второй мировой войной - тогда на острове водились лошади, ослы, пауки, змеи, ящерицы, рыбы и птицы. Ныне самые распространённые «животные» на Корфу - туристы. Дом в деревушке Калами на северо-востоке острова, который 70 лет назад снимали Дарреллы, сохранился до наших дней. Им владеет всё та же греческая семья и всё так же сдаёт комнаты в наём всем желающим.
Главная достопримечательность острова - его пляжи. Они настолько разнообразны, что, кажется, могли бы находиться на десятке разных островов. Самое тёплое море - на внутренней части Ионического моря, между Корфу и материковой Грецией. На севере, где с ионическими водами сливается Адриатика, мелководье и песчаные пляжи. Там же живописнейшие «слоистые» скалы у деревушки Сидари и природная аномалия под названием «Канал всех влюблённых». На западном побережье Корфу пляжи в основном галечные, берега сильно изрезанные, а вода (особенно когда ветер дует с моря) холодная. Здесь, в районе Палеокастрицы, самые красивые берега, но, чтобы увидеть их, надо брать напрокат катер. Стоит он примерно как арендный автомобиль. Говорят, где-то в этих местах построил себе виллу Роман Абрамович. Но, когда спрашиваешь местных греков, где именно, все показывают в разные стороны.
Собственно, природные красоты и есть то главное, что стоит посмотреть на Корфу. Потому что то, что построено тут руками людей, - не очень. Нет, есть миленький венецианский квартал в столице, носящей то же имя, что и весь остров. Есть несколько византийских крепостей в разной степени сохранности, но на каком из греческих островов их нет?
Впрочем, если вы фанат средневековой фортификации, обязательно посетите замок Ангелокастро на северо-западе острова и крепость Гардики на юге, недалеко от Агиос Матфеос.
Если вы неровно дышите в сторону греческого православия, стоит глянуть на очаровательную церквушку святой Влахерны в Канонии (пригород столицы), которая занимает собой почти весь кукольный островок в морском заливе. Там же, кстати, можно увидеть всё, что осталось от храма Артемиды, - осталось немного. Вообще с античностью на древней Керкире плоховато. Местный археологический музей стоит посещать только ради 17-метрового фриза из того самого храма с изображением Медузы Горгоны. Архаика, VI в. до н. э., но рожа такая страшная!
В той же Канонии со смотровой площадки можно увидеть самую короткую в Европе взлётно-посадочную полосу международного аэропорта (2375 м), которая прославилась благодаря Борису Ельцину. В 1994 г., когда на Корфу проходил саммит Россия - Евросоюз, местные власти предупредили Бориса Николаевича, что его Ил-86 на остров не сядет. «Сядет», - сказал президент и приказал идти на посадку. С тех пор единственная полоса аэропорта, не став ни на метр длиннее, принимает широкофюзеляжные «Эйрбасы» и дальнемагистральные «Боинги».
На что ещё стоит посмотреть на Корфу, так это на лесные пожары и их тушение. Горы очень живописно горят, особенно по ночам, а днём их не менее красиво тушит пожарная авиация. Остров в огне каждое божье лето. Отчасти из-за местных условий (жарко), отчасти из-за местных жителей (поджигают). По причине странностей греческого законодательства, которое позволяет приватизировать только ту землю, на которой нет леса, поджигателей тут ловят десятками. Именно поэтому местной полиции нет дела до мелкой преступности. Кражи в гостиницах случаются регулярно - тырят деньги, мобильные телефоны, камеры, ноутбуки...
Греки говорят, что это гастролёры - албанцы, румыны, болгары. Дежурный в участке только разводит руками: «Никого нет, все детективы на пожаре работают».
В общем, добро пожаловать на Корфу! Только следите за вещами и старайтесь не попасть под сброс воды из пожарного вертолёта.
Из «АиФ. Без границ» № 41