Другое дело, что у Воланда и его свиты «разоблачение» вышло довольно ехидным и даже злым. Ну, на то он и нечистая сила. Здесь же и сама «магия», вернее, иллюзии, и их разоблачение оказались на удивление забавными и добрыми. Отчасти даже детскими. Не в уничижительном смысле, упаси бог, а в самом что ни на есть прямом.
Удивление и просветление
Вот, скажем, аттракцион под названием «Трогательный домик». Представляет собой… Даже не знаю что. В общем, заходишь туда, а там темно, хоть глаз коли, и передвигаться можно только на ощупь. «Трогательный», понимаете?
Я вошёл в дверь 37-летним мужиком, обременённым заботами о семье и ипотекой. А вышел 5-летним мальчиком Костей, который очень любил есть и говорить по телефону. И ещё панически боялся темноты. Всего-то и надо - неосвещённый лабиринт с висюльками в проходах и клаксонами в стенах, а эффект сногсшибающий.
- Честно признаюсь, сама я в этом домике ещё не побывала, - смеётся Фаина Рублёва, научный директор Планетария. - Но после вашего рассказа обязательно схожу. Только что вы своим примером подтвердили то, к чему мы, собственно, и стремились. Наши экспонаты-аттракционы призваны не только удивить и развлечь, но и помочь познать себя. В такой вот лёгкой, ненавязчивой форме.
Что есть, то есть. Форма и впрямь легка, впору задуматься о том, чтобы ревнители «серьёзности и научности» не обвинили выставку в «клоунаде»…
Впасть в детство
Тут как бы в продолжение мысли явился классический клоун-мим, открыл передо мной несуществующую дверь и пригласил к следующему экспонату. Это была комната-перевёртыш. Валяешься вроде как на полу в обычной гостиной, а потом встаёшь и… Нет уж, пусть останется интрига. Объяснять словами устройство того, что можно увидеть на выставке, - всё равно что танцевать об архитектуре. Это будет длинно и местами даже завораживающе красиво, но бесполезно. Здесь банальность «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» работает как часы.
А вот впечатление описать можно. И при этом уложиться в два слова: «Полный восторг». За час я побывал в пасти Змея Горыныча, в открытом космосе, на Лазурном берегу и в Зазеркалье. Также видел кота-наблюдателя из ЦРУ, потом стал Человеком-пауком, потом персонажем картины Шишкина «Утро в сосновом бору», больше известной как фантик конфеты «Три медведя», потом обалдел от внутренностей калейдоскопа, потом…
Никакого «потом» уже не было. Сил осталось только на разговор. Для него я заранее припас цитату знаменитого американского фантаста Артура Кларка: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». И вляпался с этой цитатой по полной программе. Потому что технологии, которые используют на этой выставке, могли считаться продвинутыми разве что во времена фараона Тутанхамона. Оптические и звуковые иллюзии. Всё очень просто. Или не совсем просто?
- В чём-то вы, разумеется, правы, - поправляет очки Фаина Рублёва. - В современном мире и дети, и взрослые привыкли к достижениям науки и техники. Всё это стало будничным и даже скучным. А здесь всё просто. И это завораживает. Мы отвыкли от простых и понятных чудес…
Верно на все сто. Отвыкли. Может быть, поэтому так славно было побродить среди этих экспонатов-аттракционов? Их всего 18, а если учесть магазин, мастерскую иллюзий, «Стену счастья» и видеозал - всего 22. Или не «всего», а «целых 22»?
Пожалуй, последнее. Я мог бы там бродить, пока не выгонят. Я отвык от простого и увлекательного. Я отключил мобильник и планшет. Мне они стали не очень-то интересны. Мне вот что интересно: всё-таки как эти иллюзии смогли вернуть меня в детство?