Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 15 минут
2951

«Бей котов, спасай Россию!» Как туристов завлекают путешествовать по стране

Фигура кота у магазина сувениров в Казани.
Фигура кота у магазина сувениров в Казани. / Наталья Селиверстова / РИА Новости

Ассоциация туроператоров России выпустила недавно обзор под говорящим названием «Внутренний туризм в стадии охлаждения». Оказалось, что в минувшем летнем сезоне бронирований туров по стране было на 13 % меньше по сравнению с тем же периодом 2024 года. Правда, в минусе в основном Анапа из-за разлива мазута.

А как обстоят дела с другими российскими направлениями, какие места сегодня влекут путешественников и рады ли им жители этих мест? Об этом накануне отмечаемого 27 сентября Всемирного дня туризма aif.ru поговорил с политологом и экспертом по регионам, президентом фонда «Петербургская политика» Михаилом Виноградовым.

В глушь, за тишиной

Виталий Цепляев, aif.ru: Михаил, по вашим данным, в пределах страны люди ездят на отдых больше или меньше, чем раньше?

Михаил Виноградов: Если говорить о некурортном туризме, то, судя по данным «Яндекс-путешествий» и Центра исследований малых городов, рост бронирований в этом сегменте продолжается. И нехватка мест в гостиницах все чаще возникает не только в Казани, Туле или Нижнем Новгороде.

Празднование традиционного якутского праздника «Ысыах Туймаады» в местности Ус Хатын недалеко от Якутска.
Празднование традиционного якутского праздника «Ысыах Туймаады» в местности Ус Хатын недалеко от Якутска. Фото: РИА Новости/ Александр Кряжев

Распробовав такие поездки, жители России вошли во вкус, они уже не тревожатся по поводу того, что за пределами их родного города им будет неуютно, небезопасно. Кто-то находит себе любимое место и ездит туда постоянно. Кто-то, наоборот, ищет разнообразия, переключается с крупных городов на малые, на эко-туризм и т. д. Многие путешествуют спонтанно — садятся в выходной день в машину и едут в соседний регион, где раньше не были. Этому способствует и высокая автомобилизация населения, и строительство таких современных трасс, как М-11, М-12. В целом, я думаю, пик развития отрасли еще не пройден, и это касается не только Центральной России, но и Алтая, Камчатки, Дальнего Востока.

— Понятно, зачем люди едут на теплое море. А что их привлекает в соседнем провинциальном городке или в далекой деревне, кроме возможности сэкономить отпускные?

— Мотивация разная. Кто-то так борется с выгоранием от наполненной стрессами жизни в большом городе. У кого-то есть неутоленная потребность в уединении, взаимодействии с природой. Растет запрос на так называемый тихий туризм. Например, в одном из люксовых отелей Владимирской области принципиально отказались даже от бильярдного стола, не говоря уже о проведении дискотек. Потому что состоятельная публика едет туда именно за тишиной.

Тентхаусы на территории глэмпинга «Чепош парка» в Республике Алтай.
Тентхаусы на территории глэмпинга «Чепош парка» в Республике Алтай. Фото: РИА Новости/ Александр Кряжев

— Сотрудники крупного туроператора рассказали недавно, как один клиент запросил у них путевку в горный отель с условием, что там не будет ни интернета, ни даже мобильной связи — решил устроить себе «цифровой детокс». Видимо, с учетом напряженной новостной повестки подобных запросов будет все больше...

— Возможно. Хотя цифровой детокс можно устроить себе и бесплатно, никуда не выезжая. Да и периодически возникающие проблемы с мобильным интернетом этому способствуют.

Главное — меняется вектор интересов путешественников в целом. Если раньше акцент делался на прошлом, на исторических и культурных достопримечательностях — храмах, музеях, архитектурных памятниках, то сегодня растет запрос на настоящее. Развивается гастрономический туризм, промышленный туризм, когда люди совершают экскурсии на местные предприятия, от сыроварен до автомобильных заводов...

— Где можно заодно и головку сыра купить, и новую машину?

— Шутки шутками, но меня, например, экскурсия на автозавод известного китайского бренда в Тульской области примирила с идеей покупки китайского автомобиля, которая прежде казалась странной. И через пару лет я его действительно купил. А потом еще и своих сыновей свозил на это предприятие.

Мышки и другие «фишки»

— В отличие от морских курортов, в большинстве регионов туристический сезон, как и теплое время года, длится недолго. Это сильно мешает?

— Сезон постепенно удлиняется, благо, зимы становятся мягче — глобальное потепление тут в помощь. А долгие новогодние каникулы создают огромный спрос на поездки, делая конец декабря — первую декаду января частью высокого сезона. Плюс во многих регионах стараются развивать в межсезонье так называемый событийный туризм, придумывая какие-то фестивали, конкурсы, необычные события. По этому пути, например, пошли в Спасском-Лутовинове, знаменитом своей усадьбой Тургенева. Там понимают, что на одной любви к писателю уже далеко не уедешь, нужно привлекать гостей другими «плюшками». И придумали проводить, например, фестиваль охотников, связав это с произведениями классика.

Домик управляющего (флигель изгнанника) на территории музея-заповедника «Спасское-Лутовиново». «Спасское-Лутовиново» — усадьба матери И. С. Тургенева, ныне государственный мемориальный и природный музей-заповедник в Мценском районе Орловской области. В 2018 году празднуется 200-летие со дня рождения писателя Ивана Тургенева.
Домик управляющего на территории музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» в Мценском районе Орловской области. Фото: РИА Новости/ Сергей Пятаков

— Лишь бы не фестиваль собаководов имени Му-Му... А чем еще заманивают привередливого туриста?

— Например, необычными отелями. В одной из гостиниц Ярославля все номера сделали непохожими один на другой — каждый посвящен какому-то фильму, снимавшемуся в Ярославской области. А когда вы вызываете лифт, перед вами открываются двери, за которыми не кабина лифта, а... лестница. Гостей такие придумки забавляют. В Гавриловом Посаде Ивановской области в местной библиотеке устроили литературное кафе. Библиотекари сначала сопротивлялись — мол, будут тут всякие ходить с чашками и тарелками через хранилище — нашу святая святых... На что глава города им ответил: если украдут хоть одну книгу — выпишу вам премию. Мол, потому что это будет означать, что книги в городе теперь стали ценностью.

Первые и вторые блюда — «золотой фонд» русской классики.
Первые и вторые блюда — «золотой фонд» русской классики. Кадр видео

Устюжна (Вологодская область), Малоархангельск (Орловская область) и множество других городов борются за право считаться тем самым уездным городом, где развивались события гоголевского «Ревизора». И почти в каждом есть местная легенда о том, как к ним заезжала Екатерина II. Я бы вообще назвал эту императрицу матерью малых городов России, потому что благодаря ей многие из них получили «путевку в жизнь».

Соревнуются и в том, кто придумает больше ярких «фишек», у кого лучше с чувством юмора. В городе Мышкине (этим статусом, кстати, он тоже обязан Екатерине Великой) открыли, разумеется, Музей мыши, где в сувенирном магазине один из хвостатых экспонатов держит в лапках плакат «Бей котов, спасай Россию!» Заходя в трамвай Екатеринбурга, я однажды увидел стикер «Вошел в салон — расскажи анекдот» — и у вас сразу поднимается настроение. Так же, как когда в Белгороде видите кафе под названием «Сахара не надо!» Подобных необычных брендов становится всё больше, и это хорошо. Мы привыкли думать, что некурортный туризм — это что-то очень серьезное, пафосное. А ведь люди путешествуют для того, чтобы переключиться, развеяться. Пафосного и серьезного в жизни и так хватает. 

Продажа сувениров у музея «Мыши». Город Мышкин.
Продажа сувениров у музея «Мыши». Город Мышкин. Фото: РИА Новости/ Сергей Пятаков

— Бродить по незнакомым местам лучше с хорошим экскурсоводом, а таких надо еще поискать?

— Хорошие гиды в глубинке есть. Как и появляется понимание, что главное, что от них требуется, — это эмоция. Именно ради эмоций, а не ради некоего набора знаний, в общем-то довольно бесполезных, люди и покупают экскурсии. Современный туризм — это прежде всего индустрия впечатлений.

Дорога энтузиастов

— Еще в советское время жители курортных городов порой поколачивали «санаторских», потому что никакого дохода от них не имели, приезжие их только злили своим праздным образом жизни. Сегодня местные тоже не всегда рады туристам? Ведь из-за «понаехавших» взлетают цены на всё.

— Проблема того, что из-за туристов растут цены на местные товары и услуги, существует во всем мире — и в Барселоне, и в Майами, и в Сочи. И недопонимание между «своими» и «чужими» везде случается. Но в последнее время каких-то громких историй на эту тему у нас я не слышал. Отчасти, возможно, потому, что уличного криминала сегодня меньше, чем, скажем, 30-40 лет назад. Уровень бытовой агрессии в социуме скорее снижается, к тому же система видеонаблюдения так развита, что безнаказанно обидеть приезжего уже не так просто.

— Кто вкладывается в привлечение туристов? Выгодное ли это дело?

— Где-то под интересные проекты приходят крупные игроки вроде столичных банков. Где-то идут вливания от государства, если, например, приближается знаковая дата вроде 1000-летия Суздаля. Один из косвенных источников — программы городского благоустройства. Когда преображаются парки и центральные площади городов, это меняет всю атмосферу. Показательна история Йошкар-Олы — города, который еще недавно не был известен массовому туристу. А сегодня теплоходы в Чебоксарах останавливаются уже не на 2 часа, а на 8 часов, потому что туристы пересаживают на автобусы и едут смотреть достопримечательности Йошкар-Олы. Точно так же Туле удалось привлечь столичного туриста, устроив эффектную набережную у стен Кремля и пешеходную улицу с арт-пространствами, кафе и ресторанами.

Ворота Ризоположенского монастыря в Суздале. Суздаль празднует юбилей – городу исполнилось 1000 лет.
Ворота Ризоположенского монастыря в Суздале. Суздаль празднует юбилей — городу исполнилось 1000 лет. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

В целом для местных бюджетов туризм пока не сильно интересен, больших доходов он не приносит. Отчасти из-за непродолжительного сезона, отчасти из-за того, что многие приезжают всего на день и не тратятся на гостиницы. Заработки в этой сфере не рекордны. Нередко она развивается благодаря местным энтузиастам, которыми движет не столько жажда прибыли, сколько неравнодушие к своей малой родине. У людей возникает ощущение самоценности территории, на которой они живут. И это ощущение тем больше, чем больше гостей к ним приезжает.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах