Зачем нужны корабли-амфибии?
Российские судостроители начали разработку корабля-подлодки. А зачем он нужен?
Морское КБ «Рубин» создаёт патрульный корабль «Страж», способный погружаться под воду (фото 1). У него огромное преимущество перед обычными судами – возможность незаметно патрулировать морскую зону и заставать нарушителей врасплох, внезапно всплывая из-под воды.
Возможности амфибий – техники, способной функционировать в разных средах, – давно привлекали изобретателей.
В СССР в довоенное время пытались сделать летающую подлодку. Инженер Борис Ушаков создал проект гидросамолёта (фото 2), который мог летать со скоростью 180 км/ч и погружаться под воду для торпедной атаки судов. Реализовать проект, к сожалению, не удалось.
Подобный аппарат делали и в США в 1960-х. Реактивный самолёт Aeroship должен был взлетать из-под воды (фото 3). Сделали экспериментальную модель, но характеристики её были провальными – самолёт мог пролетать лишь 300 км, а под водой он двигался «пешком» – 14 км/ч.
Удачнее были попытки создать подводный танк. Так, в Германии в 1940 г. создали Tauchpanzer III в количестве 168 шт (фото 4). С помощью таких танков немцы планировали атаковать Великобританию, пройдя по дну Ла-Манша. Но операция не состоялась.
Подлодку на колёсах удалось сделать в 1937 г. французу Мишелю Андре (фото 5). По суше машина ездила со скоростью 38 км/ч, под водой – 10 км/ч. Правда, воздуха в кабине хватало всего на 10 минут подводного плавания.
Куда более продвинутую автосубмарину произвели в Швейцарии в 2008 г. Двухместная амфибия sQuba прекрасно ездила посуху – 120 км/ч, могла погружаться на глубину 10 м, но имела один недостаток – негерметичный корпус (фото 6). При погружении водитель и пассажир надевали акваланги.
Существовал проект и подводного автобуса (фото 7). Его конструкцию предложил изобретатель из Ниццы ещё в 1932 г., но этот проект так и остался на бумаге. А автобус-катер, сделанный в 2016 г. в Гамбурге, уже возит туристов по Эльбе (фото 8).