Искусственный интеллект, о котором сейчас так много говорят, – это не «неведомый зверушка», а определенный набор алгоритмов, программных правил, методов оптимизации, машинного обучения и т. д. И занимаются такими технологиями у нас ещё с советских времён. Почему же сейчас эта тема стала столь насущной и даже разделила нас на ярых поборников искусственного интеллекта и его противников?
Он уже здесь
Президент компаний «Ашманов и партнёры» и «Крибрум» Игорь Ашманов напоминает, что боевой генерал, участвовавший в Великой Отечественной войне, академик Гермоген Поспелов занимался искусственным интеллектом (ИИ), а конкретно – системами автоматической посадки самолётов, ещё в военное время. Что советский космический челнок «Буран» в ноябре 1988 г. летел и садился в автоматическом режиме с точностью до 1 сек. и 1,5 м – им управлял ИИ. Что в любой крылатой ракете с момента их появления есть искусственный интеллект.
Сейчас эти технологии стали называть «новым электричеством», потому что теперь они применяются не только в ОПК или авиастроении, но и во всех сферах нашей жизни, в том числе в социальных. Мы подчас не замечаем, но постоянно пользуемся ими.
Ашманов обращает внимание, что в любом смартфоне десятки программ искусственного интеллекта: распознавание пальца, лиц по фотографии, тот же алгоритм Т9, который «сокращает время набора и мучает внезапными дурацкими подстановками слов», или «болталки» – «Алиса», «Окей, Google» и др. «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» – тоже сложные программы искусственного интеллекта, которые вместо человека строят маршруты его передвижения.
«Программой искусственного интеллекта можно назвать любую компьютерную программу, которая автоматически анализирует какие-то данные и принимает решения, – объясняет эксперт. – Например, если у вас жилой дом или офисное здание имеют много этажей и несколько лифтов, то ими, конечно, управляет программа искусственного интеллекта. Ей надо понять, где какие лифты находятся, где уже люди едут, какой вам лифт прислать, если вы нажали кнопку вызова, или какой и где остановить, чтобы оптимизировать время подачи и доставки. Вокруг нас уже есть своеобразное облако бытового искусственного интеллекта».
Облако уже вокруг нас, но всё же в «цифровую» эпоху с её невероятной динамикой развития инноваций России необходимо не отстать. А для этого важно не только впускать технологии в нашу жизнь, но главное – лидировать в их разработке.
Во дворах и на улицах
Искусственный интеллект помогает московским городским службам улучшать состояние дворов и улиц, выявляя десятки тысяч нарушений за год. Нейронная сеть анализирует видеоинформацию, поступающую со 170 тыс. камер городской системы видеонаблюдения. Она и определяет потенциальные нарушения, а операторы Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) оценивают состояние городских территорий в режиме реального времени или просматривая архив видео. Используются также снимки камер, сделанные с определённой периодичностью.
Нейросеть обучена выявлять уже 12 типов нарушений и стала помощником городских служб, избавляя их сотрудников от рутинных действий и позволяя им больше внимания уделять тем проблемам, где без человека не обойтись. Сейчас половина всех формируемых скриншотов, как сказали «АиФ» в ЦАФАП, – это снимки кровель жилых и нежилых зданий. Нейросеть помогает обрабатывать 100 тыс. скриншотов за 7 дней. Летом обработка того же количества скринов происходит быстрее – за 3 дня. Постепенно сеть обучают новым операциям, и в дальнейшем алгоритмы смогут распознавать и другие типы нарушений.
В больницах
В медицине ИИ появился, чтобы направить внимание врачей прежде всего на пациентов, которым это необходимо сейчас. Так на смену физической очереди пришла цифровая. Программа анализирует результаты исследований поставленных в неё пациентов и в первую очередь показывает врачу те, где есть признаки болезней, даже если пациенты где-то в хвосте.
Разработчики из компании «Третье Мнение» научили алгоритмы различать на рентген- и КТ-снимках органов грудной клетки онкологию и патологии, вызванные ковидной пневмонией, на маммограммах – признаки рака молочной железы, на снимках глазного дна – глаукому и диабетическую ретинопатию, на микроскопии мазка костного мозга и крови – онкологию крови.
Программа компьютерного зрения устанавливается на рабочую станцию рентгенолога и анализирует изображения, выделяя признаки болезни на мониторе, а также составляет заключение. Такие модули ИИ уже работают в десятках клиник в 9 регионах страны.
Кроме того, для улучшения ухода за пациентами в больницах устанавливаются системы «умной» видеоаналитики. 24 часа в сутки они контролируют происходящее в палатах и предотвращают происшествия – например, падение пациента. Программа предупреждает также, если кто-то долго лежит в одном положении (это ведёт к образованию пролежней) или покинул палату, будучи ослабленным. Сообщения приходят дежурной на пульт, смартфон и «умные» часы. В ковидных клиниках такие системы позволяют сократить контакты медиков с больными и таким образом снизить риск их заражения, обеспечив при этом должный уход за пациентами.
Недавно в клинике Самарского государственного медуниверситета успешно завершён пилотный проект по тестированию системы голосового заполнения медицинской документации Voice2Med, и теперь она будет там внедряться. Система, разработанная группой компаний «Центр речевых технологий», входящей в экосистему Сбера, позволяет заполнять документы, преобразуя голос врача в текст. За счёт этого время на оформление протоколов существенно сокращается. Самарские доктора отмечают высокую точность распознавания речи – на уровне 97–98%.
В машинах и поездах
О беспилотном транспорте сегодня говорится, пожалуй, особенно много. Многие российские и зарубежные компании занимаются этой технологией как приоритетной. Но при этом все понимают: отправить на дороги «сырые» беспилотники нельзя. Поэтому всё происходит постепенно и осторожно.
Первые испытания своих беспилотных автомобилей «Яндекс» начал ещё в 2017 г. В 2018-м он запустил первый в Европе сервис беспилотного такси в Иннополисе (Татарстан). За это время пользователи совершили там больше 25 тыс. поездок. Как сообщает пресс-служба компании, всего беспилотные автомобили проехали в автономном режиме 18 млн км с лишним по дорогам России, США и Израиля.
Заммэра Москвы Максим Ликсутов пообещал, что в ближайшие 2 года будет разработан беспилотный трамвай. По его словам, именно этот вид городского транспорта наиболее приспособлен к тому, чтобы ездить автономно.
А глава РЖД Олег Белозёров сообщил, что беспилотные электропоезда смогут курсировать по Московскому центральному кольцу уже в 2024 г.
И сейчас на МЦК и в подмосковной Щербинке на экспериментальном кольце проходит испытания беспилотная «Ласточка». Она оснащена системой «умного» зрения, включающей инфракрасные видеокамеры и лидары (приборы, измеряющие расстояние путём пуска лазерного луча и замера времени возвращения отражённого света на приёмник). Ежедневно при разной погоде и условиях видимости поезд совершает 80 подъездов к препятствиям, в качестве которых используются манекены. ИИ обнаруживает эти препятствия на пути.
На полях
Автопилот на базе искусственного интеллекта для уборочной сельхозтехники, разработанный российской компанией Cognitive Pilot (входит в экосистему Сбера), уже получил признание и у нас в стране, и за рубежом. В 2020 г. он стал победителем международной премии AgTech Breakthrough в номинации «Инновация года в области уборки урожая», а в 2021-м удостоен первой национальной премии в области бизнес-эффективности применения технологий ИИ AI Russia Awards.
Основу системы Cognitive Agro Pilot, как объясняет генеральный директор компании Ольга Ускова, составляют конволюционные нейронные сети глубокого обучения.
«Решение уже используется в агрохозяйствах 5 стран, в числе которых США, Китай и Бразилия. Но стартовали мы в России и ей отдаём приоритет, – говорит она. – Нашей главной задачей является обеспечение безопасной работы беспилотной техники в любых погодных условиях, а также повышение доходов агрохозяйств за счёт сокращения издержек при уборке культур».
Уже подсчитано, что сроки уборочных работ уменьшаются в среднем на четверть, прямые потери урожая – до 13%, на 5% сокращается расход топлива, а дневная выработка механизатора возрастает до 25%.
Комбайнёр становится в этом случае оператором, который не заморачивается рулением, а концентрируется на контроле качества уборки. Система же анализирует изображение с камеры, «видит» и «понимает» обстановку, обеспечивает движение и совершает необходимые манёвры.
С ней комбайны работают в сложных условиях – в пыли, по ночам. Работы могут вестись по кромке, рядкам и валкам, убирается и полёгшая культура. В прошлом году впервые кукурузу собрали на заснеженном поле в мороз. А всего за прошлый сезон «умные» комбайны в 35 регионах страны убрали 160 тыс. га и собрали почти 1 млн т урожая.
В небе
Беспилотники нельзя назвать новшеством. Многие из нас запускали игрушки-коптеры. Однако к промышленным дронам требования гораздо серьёзнее – и в надёжности, и в способности летать на дальние расстояния, работать в экстремальных условиях, переносить дорогостоящее оборудование.
Такие дроны используют наши ведущие энергокомпании – «Роснефть», «Газпром нефть» – для наблюдения за своими нефтепроводами, в т. ч. на Крайнем Севере при морозах ниже 40˚С.
«Газпром нефть» к тому же первой в России применила беспилотники для поиска новых запасов нефти с помощью измерения геомагнитного поля на поверхности земли. Дрон справляется с этой задачей в 10 раз быстрее наземных служб и в 2 раза дешевле пилотируемой авиации. А ещё они доставляют пробы нефти в лаборатории и даже проводят инвентаризацию грузов на складах.
Он пугает и радует
ВЦИОМ совместно с АНО «Национальные приоритеты» провёл исследование, выясняя отношение россиян к технологиям искусственного интеллекта. Оказалось, что о них информированы только 32% опрошенных. То есть не просто что-то слышали, а могут объяснить, что это за технологии.
Более осведомлёнными прогнозируемо стали представители молодого поколения – люди от 18 до 34 лет, имеющие высшее образование и проживающие в крупных городах. И количество доверяющих технологиям ИИ среди этой группы значительно больше, чем среди людей более старшего возраста. Хотя в целом число тех, кто им доверяет, и тех, кто не доверяет, примерно одинаковое в разных возрастных группах. (Кстати, в Великобритании, Германии, Канаде, Австралии и США искусственному интеллекту доверяет менее 30% жителей.)
Социологи делают вывод: в принципе люди понимают, что ИИ – это некий набор механических действий, подражающих человеческому мышлению. Однако чёткий его образ не сформировался, как не сформировалось и доверие к нему. Чего боятся люди в связи с развитием этих технологий? Прежде всего новых возможностей для мошенничества, принятия ошибочных решений и безработицы в связи с заменой человека машинами. Наибольшее опасение вызывает использование ИИ в сферах, связанных с человеком, – здравоохранении и образовании.
И всё же в целом отношение к его применению в разных областях скорее положительное. Сокращение временных затрат на выполнение рутинной и однообразной работы и повышение производительности труда опрошенные считают положительными сторонами.
«Искусственный интеллект – это всего лишь инструмент, позволяющий выполнять какие-то задачи. И если к нему относиться как к инструменту, который должен служить человеку, то поводов для страхов не будет, – говорит, основатель компаний «Сидорин Лаб», Reputation Lab, Reputation House Дмитрий Сидорин. – «Умные» машины уже сейчас освобождают людей от тяжёлого физического или рутинного труда. Но важно, чтобы государство регулировало использование технологий ИИ в разных областях. И этот процесс, кажется, начался».
Уже началась разработка стандартов – в рамках национального проекта «Цифровая экономика» утверждена перспективная программа стандартизации на 2021–2024 гг. В течение 4 лет должны разработать 100 стандартов – они и будут регламентировать безопасность систем ИИ, причём не только для людей, но и для окружающей среды.
Компании, связанные с разработками в области искусственного интеллекта (а таких в России более 500), тоже осознают необходимость этичного использования технологий. В октябре в Москве прошёл международный форум «Этика искусственного интеллекта: начало доверия». На нём представители целого ряда таких компаний подписали Кодекс этики искусственного интеллекта, устанавливающий основные нормы этичного поведения бизнеса, ведущего разработку и внедрение технологий в этой области.
Кстати
Автор термина «искусственный интеллект» – американский информатик Джон Маккарти. В 1956 г. на семинаре в Дартмуте он поставил перед 10 учёными задачу: понять, как обучить машины использовать естественные языки, формировать абстракции и концепции, решать задачи, подвластные пока только людям, и улучшать самих себя. Двухмесячный мозговой штурм стал импульсом для формирования научных лабораторий по созданию ИИ, в том числе нейронных сетей.