В последнее время наметилась тенденция «отвязывать» пользователя от конкретного компьютера и определённой операционной системы. Движение идёт в двух направлениях: унификация интерфейсов и предоставление доступа к программному обеспечению, как к услуге. Мы получаем схожие механизмы и элементы управления программами как, например, в веб-браузерах: адресная строка, закладки и несколько кнопок типа «делай», «прекрати», «назад» - этот набор позволяет любому человеку пользоваться программой. C помощью этих унифицированных интерфейсов мы получаем доступ к данным, расположенным где-то. И нас не сильно интересует где именно, если мы имеем гарантию достоверности этих данных. Но данные нужно обрабатывать и нам даются программы, которые установлены на мощных серверах в разных частях света. Мы получаем результат, не заботясь о технической и финансовой стороне вопроса: какие нужны мощности, сколько стоит «железо» и «софт», какие накопители использовать, как обеспечить резервирование данных. Мы либо платим за результат деньгами, либо получаем явную и неявную рекламу при использовании сервисов.
Бурный рост поголовья смартфонов в нашем владении и, я надеюсь, такой же бурный рост планшетов очень хорошо вписывается в описанный выше тренд: устройства имеют сходные интерфейсы, относительно скромные вычислительные возможности и небольшой объём встроенной памяти. Но они всегда с нами. Мы, в прямом смысле, носим их на руках. При сохранении тех же темпов проникновения беспроводных сетей в нашу жизнь, разнообразным мобильным терминалам будут предоставлены неограниченные вычислительные и прочие возможности. Мощность смартфона или планшета будет зависеть исключительно от того, к каким сервисам они подключены. Поэтому имеет смысл рассматривать этот класс устройств вкупе с сервисами, расширяющими их возможности. В этой статье поговорим как раз о них, о сервисах.
Предлагаемые на рынке планшеты имеют накопители объёмом до 64 Гб, в то время, как мы успели привыкнуть к жёстким дискам под 500 Гб и более. А ведь есть модели с накопителями по 2 Гб – установив десяток-другой программ и загрузив на них коллекцию любимой музыки, мы не сможем даже электронную почту почитать. А если мы всё-таки получим доступ к почте и прочтём половину пришедших писем, то как мы узнаем, когда сядем за обычный компьютер, какие письма уже просмотрены, а какие нет? То же самое касается календарей, заметок, документов и всего того, с чем мы постоянно имеем дело. Другими словами, требуется обеспечить доступ к данным таким образом, чтобы мы не терялись, пользуясь ими на разных устройствах. Плюс к этому – данные синхронизировались с каким-то основным хранилищем вне зависимости от того, на каком устройстве они были созданы или изменены.
Самым очевидным кажется размещение файлов на домашнем компьютере и получение их по мере необходимости. Развитием этой идеи можно назвать решение фирмы Western Digital – бесплатное программное обеспечение WD Photos, превращающее внешний жёсткий диск этой фирмы в практически неограниченное хранилище фотографий для iPhone и iPad. Существуют подобные решения для хранения музыки и видео. Видимым недостатком решения является необходимость держать компьютер или накопитель постоянно включенным. Это не очень хорошая идея, если мы уезжаем из дома на недельку-другую. И тот факт, что данные практически всё время находятся без присмотра, совсем не радует – кто-нибудь может получить к ним доступ и воспользоваться в своих интересах.
Хорошей альтернативой является использование возможностей по хранению файлов, предоставляемых такими сервисами, как Dropbox: любому зарегистрированному пользователю бесплатно предоставляется виртуальное пространство довольно большого объёма, куда он может загружать файлы, к которым легко получить доступ с любого компьютера, планшета и даже сотового телефона. При необходимости увеличить виртуальное дисковое пространство, пользователь может перейти на платные тарифные планы. Подобные сервисы предоставляют Apple, Google, Microsoft и другие известные и неизвестные фирмы. При этом нам не нужно заботиться о технической стороне сервиса - все вопросы решаются провайдером услуги. Для использования на тестируемых планшетах мы будем использовать Dropbox.
А часто вам приходят гениальные мысли в голову? Мне – постоянно. Жаль, что происходит это не в самое подходящее время. Поэтому значительную часть жизни я пытаюсь вспомнить замечательную мысль, пришедшую мне в голову позавчера. Использование листочков, блокнотов, диктофонов и других привычных способов зафиксировать мысль приводит к тому, что к концу недели накапливается множество заметок в самом разном виде и в довольно неожиданных местах. Поиск их всех довольно интересное занятие. Вот только на систематизацию уже не хватает сил и почему-то, самые важные записи найти не удаётся. А если делать заметки с помощью десятка-другого программ, установленных на компьютерах, планшетах и сотовых телефонах, то процесс наведения порядка грозит занять лучшую часть нашей жизни. Для решения этой проблемы логично выбрать программы, которые обеспечивают складирование результатов нашей умственной деятельности в одно хранилище. Для наших тестов выбран Evernote, как сервис, доступный практически на всех смартфонах, планшетах и компьютерных операционных системах. Пользователю предоставляется возможность создавать записи не только в виде текста, но и делать рукописные, голосовые и фото заметки, которые можно раскладывать по блокнотам и снабжать их метками. И, опять же, не заботиться о технической стороне вопроса, а пользоваться сервисом. Бесплатно, или, если не хватает выделенного пространства – за незначительную абонентскую плату.
В качестве сервиса по работе с почтой, контактами и календарями выбраны службы Google. Наличие интерфейсов и клиентов практически под все платформы – важный, но не решающий фактор. Самым интересным мне кажется возможность синхронизации контактов Google с огромным списком софта. Такое ощущение, что современные программы для работы с контактами в первую очередь решают вопрос синхронизации с Google. И, для полноты картины, Google Docs для работы с документами – он позволяет не только хранить документы в сети, но и организовывать коллективную работу над ними, в один клик делиться результатом со всеми, у кого есть электронная почта и самому получать доступ к документам практически на любом устройстве. Не будет неожиданностью выбор Google Reader в качестве агрегатора новостей. А Google Calendar выступит в роли календаря. 
Я уже писал, что многие компании предоставляют возможность разместить файлы на удалённых серверах. То же самое касается и других сервисов. При выборе провайдера сервисов следует учесть, как и на чём они будут использоваться. Возьмём для примера сервис MobileMе от Apple: каждому покупателю продукции яблочной фирмы предоставляется возможность бесплатно попробовать и потом подписаться на комплексную услугу. Многие владельцы техники Apple считают, что использование данного сервиса является обязательным. Эти сервисы доступны и на компьютерах под управлением Windows, но работать с ними уже не так удобно: для продуктов Apple доступны функции синхронизации закладок, поиск потерянного iPhone или iPad и дистанционное удаление содержимого. В случае Windows. было бы правильно смотреть либо на специализированные сервисы Microsoft, либо пользоваться сервисами универсальными, не зависящими от платформы.
Но возможности облачных сервисов не ограничены почтой, календарями и фотографиями. В качестве примера можно рассмотреть продукт фирмы SalesForce - он-лайн CRM с одноимённым названием. CRM (Relationship Management System) – система управление отношениями с клиентами – система, лежащая в основе благополучия многих фирм. И эти фирмы доверяют самое дорогое всё тем же серверам, размещённым неизвестно где, но делающим то, что нужно. Да, на одной чаше весов отсутствие под боком серверов и возможности полного контроля над ними, а на другой – экономия на «железе» и «софте», экономия на заработной плате, отсутствие неиспользуемых ресурсов и, что самое главное – отсутствие проблем
Подключив все перечисленные сервисы, мы практически погружаемся в мир cloud computing – облачных вычислений. Удобно, эффективно и современно. Только не забывайте делать резервные копии. Облака, знаете, могут и растаять…