Примерное время чтения: 3 минуты
2002

Конец эпохи. Закончилось доминирование западных IT-компаний на рынке РФ

gorodenkoff / istockphoto.com

Эпоха доминирования западных IT-компаний на российском рынке и ориентации отечественных программистов на европейских и американских заказчиков закончилась. По оценке объединения российских компаний-разработчиков программного обеспечения РУССОФТ, в 2000 году на западные страны приходилось более 50% продаж российских софтверных компаний, к 2020 году этот показатель упал до 25%, по итогам 2022 года — до 12-13%, а прогноз на 2023 год составляет лишь 7%.

Потерю западных рынков мы компенсировали ростом внутренних заказов и наращиванием продаж в дружественные страны. «Прекращение работы в России почти всех крупных компаний, представляющих США и другие западные страны, обеспечило работой российских разработчиков ПО на годы вперед», — подчеркнули в РУССОФТ.

В результате приходится большую часть ресурсов (людских и финансовых, которые стали более дефицитными, чем несколько лет назад) срочно направлять на решение проблем технологической независимости на внутреннем IT-рынке, а зарубежной экспансии на рынки дружественных стран уделять меньше внимания. На фоне резкого роста привлекательности внутреннего рынка бизнесу сложно тратить ресурсы на развитие экспорта, тем более что «рынки дружественных стран — это такие же конкурентные рынки, как и везде в мире, — объясняет генеральный директор “СёрчИнформ” Сергей Ожегов. — То есть все те же компании, с которыми приходится конкурировать, к примеру, в Европе или США, давно и успешно присутствуют и в дружественных странах».

Тем не менее при всех сложностях совмещения срочной работы над обеспечением технологического суверенитета с расширением экспорта на рынках дружественных стран, пренебрегать экспортным направлением не стоит, тем более что у отечественных софтверных компаний существуют неплохие перспективы международной экспансии. «Спад экспорта на рынки “недружественных стран” пришелся на начало 2022 года, — напоминает директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов. — Но за короткий срок зрелые компании сумели переориентироваться и успешно нивелировать этот эффект за счет высокого интереса к российскому IТ в Индии, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в других странах. Наращивание экспорта является самым важным шагом для развития и продвижения зрелых IТ-решений. Наш опыт — рост интереса в среднем на 30% на рынках дружественных стран, а в пике до 50% в течение 2022 года», — посчитал эксперт.

«В ситуации, когда рынки США и Европы оказались закрыты для российских IТ-компаний, особой привлекательностью теперь обладают азиатское и африканское направления, — подтверждает мнение коллеги директор по развитию бизнеса компании VINTEO в регионе MENA Дмитрий Ролдугин. — Причины — значительное участие государства в местных крупных бизнесах и соответствующая склонность к безопасным, масштабируемым решениям, большие инвестиции в цифровизацию на основе существующей “железной” инфраструктуры, доброжелательное отношение к российским технологиям, умеренная конкуренция в ключевых странах», — заключил специалист.

По оценкам РУССОФТ, в 2022 году совокупный экспорт российских программ и разработок составил от 8,5 до 9,2 млрд долл. Но продвижение наших IT-продуктов, услуг и платформ на зарубежные рынки не ограничивается только доходами компаний. Цифровая трансформация дружественных стран является ключом к долгосрочной взаимозависимости, обеспечивающей геополитическое партнерство и безопасность России во взаимоотношениях с этими странами.

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах