Несмотря на то, что общие продажи кнопочных телефонов в России уменьшились, доля аппаратов отечественного производства в этом сегменте заметно выросла. Кто сегодня покупает кнопочные телефоны и почему именно отечественные марки пользуются спросом среди россиян — в материале aif.ru
Всё очевидно
По оценкам ритейлеров, с января по ноябрь 2023 года продажи кнопочных телефонов сократились на 17% в денежном выражении и на 11% — в штучном. При этом на фоне общего падения продаж эксперты зафиксировали повышенный спрос на отечественные бренды кнопочных телефонов — их доля на рынке составила 58%.
Рост спроса на кнопочные телефоны отечественного производства вполне очевиден, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Кроме отечественных телефонов в этом сегменте практически ничего и не представлено. Российские компании всегда занимали львиную долю рынка в секторе кнопочных телефонов. Соответственно, любое колебание рынка, в частности, спрос на кнопочные телефоны, приводит к тому, что растет доля продаж российских компаний», — объясняет собеседник aif.ru.
По мнению экспертов, основной спрос на кнопочные телефоны исходит из зоны спецоперации, именно такие аппараты необходимы бойцам в целях безопасности. Кроме того, граждане новых территорий РФ также предъявляют большой спрос на кнопочные телефоны российского производства.
Простая математика
С января по ноябрь 2023 года, по данным одного из крупных российских операторов связи, продано 4,7 млн кнопочных телефонов на сумму 7,4 млрд руб. При этом их средняя цена упала на 7% до 1,6 тыс. руб. На фоне общей тенденции снижения доля российских брендов составила 58%, в 2022 году она составляла 47%.
Продажи кнопочных телефонов в штуках давно снижаются, причем падение средней цены за один аппарат даже сильнее, чем падение в штуках, объясняет эксперт в цифровой технике и сервисах Сергей Вильянов. «В этой ситуации крупным брендам становится неинтересно поддерживать на плаву данное направление. Сейчас из известных марок в продаже можно встретить только Nokia и Philips, однако это уже давно продукция китайских производителей, купивших европейские бренды», — поясняет эксперт.
Отечественные, но не до конца
Кнопочные телефоны, на которые растет спрос, считаются отечественными с рядом оговорок, рассказывает Эльдар Муртазин. «Производство в Китае, поставки из Китая, локализация — то есть, скорее, надо говорить, что это российские бренды, например, BQ mobile и ряд других, поставляют „кнопку“. Также у „Мегафона“ есть дочка, которая поставляет „кнопку“. И всё это говорит о росте спроса, причем он связан даже не с появлением новых марок, а с перераспределением тех марок, которые уже существуют в торговых сетях», — рассказывает аналитик.
Тем не менее для российской розницы рынок объемом более 7 млрд руб. остается достаточно интересным, считает эксперт Вильянов. «Китайские фабрики предлагают неплохой ассортимент кнопочных телефонов, однако они склонны постоянно менять конструкцию, и от партии к партии телефон может отличаться на 40-50%. Поэтому дистрибьюторы предпочитают создавать собственные бренды и фиксировать характеристики китайских устройств на достаточно длительный срок, одновременно занимаясь локализацией и добавлением логотипа в меню загрузки. Ничего российского в таких телефонах нет, кроме юридического лица. И это логично, потому что вкладываться в реальное производство продукта, жизненный цикл которого подходит к концу, бессмысленно», — считает эксперт.