Как выбрать фотоаппарат и кому подойдет «мыльница», а кому — «беззеркалка»?
Эксперты Роскачества совместно с Международной ассамблеей организаций потребительских испытаний провели исследование и выяснили, какие модели фотоаппаратов имеют лучшие показатели. Для испытаний были выбраны 98 образцов, из них 55 моделей — системные (беззеркальные) аппараты со сменной оптикой, 30 — зеркальные (профессиональные, полупрофессиональные и любительские), 10 — компактные (обычные, продвинутые и поддерживающие съемные объективы) и 3 — псевдозеркальные.
Чем отличаются «мыльницы», «беззеркалки» и «зеркалки»?
«Мыльницами» сегодня называют компактные непрофессиональные цифровые фотоаппараты. Свое название они получили от старых пленочных фотокамер, которые были популярны в 1990-е и по размеру и форме действительно напоминали мыльницы. «Зеркалками» же называют профессиональные и полупрофессиональные фотоаппараты, в устройстве которых используется зеркало.
Одно из ключевых отличий «беззеркалки» (системного фотоаппарата) и «зеркалки» — тип видоискателя. У зеркальных камер видоискатель работает на основе зеркала: оно расположено под углом в 45° и отражает свет, попадающий через объектив, на пентапризму или пентазеркало, которое, в свою очередь, переворачивает картинку и показывает фотографу реальное изображение. В системных фотоаппаратах используется либо экран, либо электронный видоискатель (в более дорогих моделях), который выводит для фотографа уже оцифрованную картинку.
Что такое «псевдозеркалки»?
Существуют также псевдозеркальные камеры, оснащенные электронным видоискателем и дисплеем. Они являются своего рода переходным вариантом между профессиональной и непрофессиональной фототехникой, а принцип их работы близок к компактным устройствам. Как отмечают эксперты, псевдозеркальные фотоаппараты дают лучшее качество и предоставляют больше возможностей в плане настроек для тех, кто только начал увлекаться фотографией, и при этом они значительно доступнее по цене, чем профессиональные устройства.
Какие камеры лучше для любительской съемки?
По словам экспертов Роскачества, сегодня компактные фотоаппараты уступают место смартфонам и полупрофессиональным устройствам. «Компактные камеры сейчас активно вытесняются мобильными телефонами с одной стороны и беззеркальными камерами — с другой. Тем, кому нужна камера попроще, достаточно и мобильного телефона, а те, кто хочет немножко получше, обычно обращаются к новому классу беззеркальных фотоаппаратов», — говорит Николай Самара, ведущий преподаватель Академии фотографии.
Также многие фотолюбители приобретают зеркальные камеры, полагая, что они снимают заведомо лучше непрофессиональных устройств. Однако, как показало исследование, «зеркалки» при автоматическом режиме съемки делают фотографии среднего качества, при этом хорошая «мыльница» в авторежиме показывает лучший результат. Поэтому для любительской съемки эксперты все же советуют выбирать компактные камеры.
От чего зависит качество изображения?
Некоторые пользователи полагают, что качество фотосъемки напрямую зависит от зума: чем он больше, тем лучше. Однако эксперты Роскачества отмечают, что это не так. «Фотоаппарат с большим зумом более универсален, но, как известно, любая универсальность ведет к потере качества», — отмечает Николай Самара.
Вторым спорным моментом эксперты называют функцию стабилизации. В исследовании говорится, что для любительских камер эта опция принципиальна, фактически она представляет собой упрощенную версию штатива и минимизирует движения рук фотографа. Однако использовать ее вместе со штативом специалисты Роскачества не рекомендуют: в таком случае изображение, наоборот, получится смазанным.
Третий нюанс — встроенная вспышка. Эксперты напоминают: существует внешняя вспышка, предназначенная для профессиональных фотографов, ее можно использовать совместно с другими световыми установками, она совместима и со многими непрофессиональными камерами. Однако, если говорить о любительской съемке, зачастую встроенную вспышку используют в темных помещениях, чтобы компенсировать недостаток света. В результате качество снимков оставляет желать лучшего: кожа получается слишком бледной, глаза — красными, а на фото нередко заметны шумы. Как объясняют эксперты, такое применение встроенной вспышки неправильное. «Многие удивятся, но вспышкой нужно пользоваться, наоборот, когда на улице светит яркое солнышко и на лицо человека, которого вы фотографируете, падают глубокие тени (от носа, от дуг бровей): вспышка поможет снизить глубину этих теней», — отмечает Николай Самара.
У какого фотоаппарата лучшая цветопередача?
Говоря о цветопередаче, эксперты Роскачества отмечают, что дать объективную оценку этой характеристике достаточно сложно. Каждый производитель фототехники обладает собственным «стилем» цветопередачи. Так, Sony и Canon передают цвета достаточно нейтрально и «честно», многие считают, что техника Canon лучше справляется с телесными оттенками, поэтому хорошо подойдет для портретной съемки. Камеры Nikon, по мнению некоторых экспертов, особенно хороши для пейзажей, поскольку лучше передают теплые тона, а зеленый цвет выходит насыщенным. Что касается фотоаппаратов Olympus, то, как отмечают специалисты, они склонны усиливать теплые тона, в результате чего получается интересный эффект. Таким образом, назвать фотокамеру с лучшей цветопередачей не представляется возможным, поскольку у разных аппаратов она просто разная, сами же фотографы дают этому параметру субъективную оценку.
Какой фотоаппарат лучше снимает видео?
Как отмечают в Роскачестве, сегодня мало кто будет покупать и фото-, и видеокамеру, среднестатистический пользователь скорее выберет что-то одно. Поэтому качество видеосъемки важно и для фотоаппаратов. Из образцов, принимавших участие в исследовании, отличные результаты по этому параметру показали Nikon Z6 и Nikon Z7 со сменным объективом Nikkor Z 24-70 mm 1:4 S, а также Nikon Z7 с Mount Adapter FTZ и объективом AF-S Nikkor 85mm 1:1 8 G.
Какие модели фотоаппаратов признали лучшими?
Эксперты оценили качество съемки фото и видео, качество и отражательную способность экрана в условиях разной освещенности, удобство использования. Качество фотосъемки оценивалось как в ручном (10% от общего рейтинга), так и в автоматическом режиме (40% от общего рейтинга). При этом для оценки результатов авторежима использовали стандартные тесты просмотра изображений (съемка на улице при ярком освещении и портретная съемка), также анализировали качество фотографий, сделанных при плохом освещении, стабилизацию, цветопередачу, динамический диапазон, разрешение, искажение, виньетирование, отражение, работу вспышки и другие параметры.
По совокупности качеств в топ-5 лучших фотоаппаратов вошли:
1. Nikon Z6 с объективом Nikkor Z 24-70 mm 1:4 S
2. Nikon Z7 с тем же объективом
3. Sony Alpha 7 III c объективом SEL FE 28-70mm 1:3.5-5.6 OSS
4. Sony Alpha 7 III c объективом FE 85mm 1:1.8
5. Fujifilm X-T3 с объективом Fujinon Super EBC XF 50mm 1:2 R WR.