Что за схема мошенничества со сменой тарифов мобильных операторов?
За последние несколько лет мошенники примерили множество личностей: от сотрудников службы безопасности до реальных начальников россиян. Теперь они активно занимают нишу мобильной связи: делая от имени операторов «выгодные» предложения, злоумышленники получают доступ к персональным данным. Телефонное мошенничество основано на социальной инженерии — наборе психологических методов для получения желаемого результата. Пока это самая «прибыльная» схема — по данным Центробанка, в 2022 году россияне лишились более 14 миллиардов рублей. Как работает схема со сменой тарифа — в справке aif.ru.
В чем суть мошеннической схемы?
Абоненту поступает звонок якобы от сотрудника службы поддержки или другого представителя мобильного оператора, который предлагает поменять тарифный план на более выгодный. Важно, что для изменения условий обслуживания нужно перейти на портал для предоставления услуг (в личный кабинет абонента) — авторизация пользователя происходит посредством кода из СМС-сообщения. Гражданин, не видя подвоха, соглашается и сообщает необходимую информацию, открывая доступ к персональным данным. Получив доступ, мошенники могут оформить кредит — многие операторы сейчас оказывают банковские услуги. Также через личный кабинет они настраивают переадресацию СМС-сообщений и перехватывают информацию о платежах с банковской карты — потом эти данные можно использовать, чтобы списать деньги со счетов.
Как обезопасить себя от обмана?
Как разъяснили aif.ru в пресс-службе компании «МегаФон», оператор использует специальные механизмы, чтобы злоумышленники не звонили абонентам: «Мошенники нередко представляются сотрудниками оператора связи и под различными предлогами пытаются заполучить, например, код из SMS, который позволяет войти в „Госуслуги“ или личный кабинет абонента. В „МегаФоне“ подозрительные вызовы выявляются с помощью аналитических алгоритмов и отсеваются в автоматическом режиме. Тем не менее, чтобы убедиться в том, что звонит представитель компании, мы советуем положить трубку и перезвонить на номер, указанный на официальном сайте организации, от лица которой к вам обращаются. Мы также регулярно уведомляем абонентов, что оператор связи не запрашивает коды из SMS».
Представители пресс-службы оператора связи «Билайн» заявили aif.ru, что сотрудники для связи с клиентами всегда используют специальные короткие номера: «В случае с „Билайном“ это номер 0611. Если вам звонят с обычного номера и представляются вашим оператором — скорее всего, это мошенники. Представители сотовых операторов никогда не просят диктовать коды, делиться с ними чувствительной информацией или пересылать какие-то данные на другие номера. В случае, если мошенник все же получил доступ к номеру телефона, важно незамедлительно связаться с поддержкой вашего мобильного оператора любым удобным способом. „Билайну“ можно позвонить по номеру 0611, а также написать в соцсетях или чате мобильного приложения».
Источники: