Стремительное изменение обстановки в мире приводит к тому, что герои, чьи имена были на устах совсем недавно, быстро предаются забвению. У многих из памяти давно выветрился главный политический скандал Олимпиады в Токио.
«Это Олимпийские игры, а не приколы»
Белорусская бегунья Кристина Тимановская была заявлена запасной в эстафету 4×400 м. Это произошло после того, как несколько спортсменок из Белоруссии, которых планировали задействовать в эстафете, не смогли пройти вовремя нужное количество допинг-тестов.
Тимановская, специализирующаяся на дистанциях 100 и 200 метров, возмутилась, выложив в соцсеть пост следующего содержания: «Оказывается, я только что узнала новость о том, что я буду бежать на этой Олимпиаде еще и третий вид — эстафету 4×400 метров. Оказывается, наше крутое начальство, как обычно, решило все за нас. Они накосячили с девчонками, у которых не хватает достаточно тестов, чтобы прилететь на первую в жизни Олимпиаду. Они решили сделать ход конем и запустить меня в эстафету. Класс, ребята, молодцы. Почему мы должны расплачиваться за ваши косяки? Если вы накосячили с девочками, с тестами и пробами. Плевать — с чем угодно. Почему я должна расхлебывать эти проблемы? Какого... я узнаю это от левых людей? При том, что я пишу начальнику команды, который мне тупо не отвечает. Але, вы вообще о чем? У вас все нормально? Это Олимпийские игры, а не приколы».
Вообще-то сроки проведения забегов были выстроены так, что гипотетическое выступление в эстафете никак не могло повлиять на перспективы Кристины на ее профильной 200-метровке. Тем более что и перспективы были весьма скромными — к примеру, на чемпионате мира-2019 в Дохе на своей любимой дистанции она не прошла даже в полуфинал, показав только 26-й результат.
«В Белоруссии меня, возможно, могут посадить в тюрьму»
За демаршем Тимановской последовали оргвыводы. Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь опубликовал следующее заявление: «По заключению врачей, в связи с эмоционально-психологическим состоянием белорусской легкоатлетки Кристины Тимановской тренерским штабом национальной команды по легкой атлетике принято решение о прекращении выступления спортсменки на Играх XXXII Олимпиады. Следовательно, отозвана заявка спортсменки на участие в квалификационных забегах на 200 м и в эстафете 4×400 м».
Никакого нарушения полномочий НОК Республики Беларусь не допустил — снятие атлета с соревнований является полным правом делегации. Но сама бегунья заявила, что на Родину возвращаться не хочет. «Я боюсь, что в Белоруссии меня, возможно, могут посадить в тюрьму. Я не боюсь того, что меня уволят или выгонят из нацкоманды. Я беспокоюсь о своей безопасности. И думаю, что на данный момент в Белоруссии для меня небезопасно, — заявила Тимановская белорусскому порталу “Трибуна”. — Сейчас я в полиции, а дальше буду просить убежище. Шаг за шагом будем действовать. Я планирую покинуть Токио, но не тем рейсом, которым меня хотели отправить. Сейчас я под защитой полиции».
«Приняла решение остаться в Польше и выступать за сборную Польши»
Белорусские оппозиционеры тут же объявили Тимановскую героиней борьбы с режимом Лукашенко, а Международная ассоциация легкоатлетических федераций (World Athletics) открыла дело против белорусских тренеров и спортивных чиновников, хотя никаких свидетельств превышения ими полномочий не было.
Тимановская тем временем отправилась в Польшу, где попросила убежища, и заявила о намерении выступать за новую страну. «Условия смены спортивного гражданства — это карантин, который обычно длится три года. Но мы будем просить, чтобы для меня его сократили, потому что довольно неоднозначная ситуация. Мы не планировали менять спортивное гражданство, но так сложилась ситуация, это вынужденная мера. Приняла решение остаться в Польше и выступать за сборную Польши», — приводил ее слова РБК.
«Все наши действия и передвижения согласованы, даже поход в магазин за продуктами»
Правда, уже осенью 2021 года оказалось, что разница между туризмом и эмиграцией все-таки велика. В сентябре она писала в соцсети: «Мы с Арсением уже почти 2 месяца как в Варшаве. При этом у нас здесь нет своих любимых мест, парков, улиц. Также мы не ходим на мероприятия, где можно увидеться с белорусами. И еще много куда не ходим. Из-за охраны мы максимально ограничены в передвижениях». Спустя десять дней настроение стало еще более минорным: «Недавно я писала о том, что мы с мужем уже 2 месяца живем в Варшаве под охраной. К сожалению, это вынужденная мера. Многие люди уезжают из Беларуси ради своей безопасности, и мы не исключение. Вначале нам казалось, что это круто. Сейчас я могу сказать: это тяжело. Безусловно, все меры предприняты ради безопасности, мы это очень ценим и будем следовать протоколу столько, сколько будет необходимо. Первое время нам практически нельзя было выходить из дома — только на очень важные встречи. Постепенно свободы появилось больше. Мы перебрались в квартиру, которую арендовали, я начала тренироваться, но нас не перестали охранять. Все наши действия и передвижения согласованы, даже поход в магазин за продуктами. Это звучит забавно, но мы даже собаку выгуливаем с охраной. Сейчас я мечтаю об очень простых вещах, мне не хватает встреч с друзьями, походов по магазинам, прогулок в городе. Так много нового здесь для нас, и столько мест хочется посетить, поужинать в кафе или застрять в каком-нибудь торговом центре на пару часов, но в данный момент принимаю новую реальность. Просто знаю, что однажды наша жизнь станет самой обычной».
«Разочароваться в один момент»
После начала специальной военной операции о Тимановской забыли — стало не до прошедших олимпийских историй. И тут Кристина напомнила о себе сама, рассказав, что в очередной раз впала в отчаяние.
Выяснилось, что за прошедшие 10 месяцев с момента демарша в Токио Тимановской никто не предоставил польского гражданства по ускоренной схеме, и возможности выступать в национальных соревнованиях у нее нет.
В очередной публикации бегунья призналась: «Сейчас нужно чуть больше стартов, чтобы разбегаться, исправить ошибки и почувствовать себя увереннее... Хотя здесь наступает момент разочарования, потому что я не смогу принять участие в чемпионате Польши из-за отсутствия польского гражданства. Но я надеюсь, что уже скоро вновь выйду на дорожку и улучшу свои секунды... Оказалось слишком тяжело все эти 10 месяцев ждать чуда и разочароваться в один момент. Нет чемпионата Польши для меня! Нет надежды! Нет желания! Первый срыв за два года после булимии и РПП, первое разочарование после Токио и первые слезы, но я знаю, что я сильная и я справлюсь. Никто и ничто не сломает меня».
Срыв заключался в том, что Тимановская за один присест съела коробку шоколадных конфет.
Больше не нужна
Вообще-то Кристину предупреждали — ее спортивные результаты не настолько хороши, чтобы польские функционеры рвали жилы ради перевода девушки в новый статус. Но нюанс еще и в том, что, оставаясь де-факто под спортивным флагом Белоруссии, Тимановская вообще не имеет права выступать, поскольку россиян и белорусов полностью отстранили по политическим мотивам.
Бегунья, видимо, рассчитывала на особое отношение, но всем не до нее.
Ну, по крайней мере, деньги на шоколадные конфеты у Кристины пока есть. А что до спортивных рекордов, то об этом, очевидно, пора забыть.