После ухода из жизни в 1990 году одного из лучших вратарей в истории футбола Льва Яшина его супруга Валентина Тимофеевна Яшина более 30 лет бережно несла и берегла память о нем. За все эти годы она сама стала легендой. При этом она умудрялась всегда оставаться обаятельной и скромной — как и Лев Иванович в свои самые яркие годы. Вспоминаем историю любви Льва и Валентины Яшиных.
Долговязый и длинноногий
Началась она в начале пятидесятых в районе Тушино, где и жили молодые люди. Тогда это был подмосковный город, а не район Москвы, как сейчас. Там же располагался авиационный завод, где трудились родители Льва, а сам он выступал за местную футбольную команду. Валя с подружками иногда приходила посмотреть за играющими ребятами, а зимой здесь же каталась на коньках. При этом Валя знала, кто такой Яшин, но никогда с ним не общалась.
Непосредственно знакомство девушки с талантливым вратарем, который уже играл в дубле «Динамо», случилось на танцплощадке. Вот как об этом вспоминала сама Валентина Тимофеевна в интервью изданию «Родина» в 2018 году:
«Впервые встретились мы на танцплощадке у завода “Салют”. Знакомые ребята показали: “Это Лев, выступает за дубль “Динамо”. Выглядел он долговязым, длинноногим, хотя, по современным футбольным меркам, обладал не самым выдающимся ростом — 184 сантиметра. Наверное, производил впечатление высокого из-за худобы.
Запомнила, что Лев пришел на танцы в кирзовых армейских сапогах. Двигался на площадке осторожно, танцевал замедленно, не слишком уверенно, переминаясь с ноги на ногу. Даже подумала: “Не умеет, что ли?” И не пошла с ним, выбрала другого партнера. А он неторопливо вальсировал с моими подружками».
Как вспоминала Валя, с той дискотеки они уходили втроем. Лев сначала проводил домой подружку Валентины, а затем её саму — и это стало своеобразным знаком, что Валя ему очень понравилась.
«А ты меня спросил — хочу ли я замуж?»
Однако знакомство быстрого развития не получило. Валентине Лев хоть и понравился, но ее очень смущал график молодого человека — постоянные сборы и разъезды по другим городам. К тому же жил он не в отдельной квартире, а общежитии. Именно по этой причине молодые люди то возобновляли отношения, то делали паузу. Хотя Лев Иванович постоянно делал намеки, что пора уже пожениться.
«Лев-то был настроен на свадьбу. Однажды гуляем по улице Горького: а там магазины, витрины, и в одной из них видим, что продается какой-то сервиз. Он и говорит: “Когда поженимся — такой сервиз купим”. Вроде прямое предложение и не делает, а на что-то намекает.
Однажды говорит: “Бабушка уже рюмки покупает, готовится...” — “К чему готовится?” — “К свадьбе”. — “А ты меня хоть спросил, хочу ли я за тебя замуж выходить? А то бабушка готовится, понимаешь...” — “Ты что, меня не любишь, что ли?” Отвечаю: “Да просто не собираюсь сейчас замуж выходить”. И на какое-то время мы расстались. Он говорит: “Вот когда тебя все бросят, тогда позвонишь”», — рассказывала Яшина в интервью «СЭ».
«Зачем я это сделала?»
Но все-таки Валентина в конце 1954 года сдалась. Решение для себя она приняла после того, как засиделась как-то в компании подруг-ровесниц, а они уже все замужем, все парни разобраны. Девушка поняла, что молодость проходит очень быстро и больше тянуть нельзя. Тем более Лев Иванович снова напомнил о себе оригинальным подарком.
«Как-то они с “Динамо” ездили в Швейцарию, и Лев оттуда привез мне настоящие швейцарские часы. И его друг Вова Шабров привез такие же своей девушке. Но та не стала с ним встречаться, а часы себе оставила.
Я бы, может, со Львом и разошлась бы, не вышла бы за него... Да часы было жалко! У меня никогда не было часов, а тут — такие. Если бы разошлись, их надо было бы отдать. Оставить себе, как та, шабровская, я не могла, совесть замучила бы. И отдать жалко...
В общем, приехал он как-то и говорит: “Я уже дату назначил. Бабушке сказал, всем сказал: “На Новый год мы поженимся”. Ладно, думаю, поженимся, а там видно будет. Так и поженились — в канун 1955 года. А через шесть дней он уехал на сборы. На два месяца! И я плакала. Думала: зачем я это сделала, кто заставлял меня замуж выходить?! Ну а потом приспособились друг к другу. И я его тоже полюбила...» — рассказывала Яшина «СЭ».
Счастливый брак Льва Ивановича и Валентины Тимофеевны продлился до 1990 года, пока в возрасте 60 лет прославленный вратарь не ушел из жизни.