Из нападающего — во вратари
Александр Сидельников — легендарный голкипер «Крыльев Советов» с удивительной судьбой. Всю свою карьеру он провел в этой столичной команде, за которую выступал с 1967 по 1984 год.
Интересно, что попал в хоккей Саша довольно поздно — в 12 лет. В этом возрасте обычно уже имеют серьезные навыки. Причем его первый тренер Альфред Кучевский обратил внимание на хорошее владение юноши коньками и отрядил его в нападение со словами: «Вратарей у нас хватает, а вот ребят, которые катались бы так же хорошо, как ты, маловато, поэтому будешь центральным нападающим».
И лишь спустя пять лет (!), когда его уже 17-летнего пригласили в команду мастеров «Крылья Советов», тренеры разглядели у паренька другое важное качество — реакцию. Произошло это случайным образом: голкипер команды после тренировки попросил Сидельникова остаться и побить ему теннисной ракеткой мячи, чтобы он их отражал. Александр выполнил просьбу, а затем и сам встал в раму по просьбе товарища. И тут неожиданно выяснилось — он отлично справлялся с ловлей мячей, не давая им залетать в сетку.
Это заметили и наставники, благо в раздевалке на всякий случай лежал запасной комплект вратарской экипировки. И это в 1967 году! Правда, его еще приходилось дорабатывать.
«Получив новую форму, приходилось тут же заниматься ее переделкой. Щитки перешивать, в трусы под фибру или пластик вкладывался войлок, а вот с нагрудниками была беда. Рукава разрезали и более плотно набивали конским волосом, под грудь подшивали поролон, но от прямого щелчка в „грудину“ это не спасало. Приходилось терпеть. А тут в начале семидесятых появились клюшки с загнутыми крюками, броски стали сильнее», — вспоминал в одном из интервью Сидельников.
«Золотой дубль»
Так команда получила нового голкипера, который, правда, первое время был вечно вторым. Сначала Александр Пашков, затем Анатолий Рагулин, после — Владимир Полупанов и Александр Прохоров. Каждый из них считался основным вратарем, оставляя Сидельникова в качестве дублера. Ждать своего часа Сидельникову пришлось три года — до старта чемпионата 1971/72 года.
Именно в то время с командой стал работать новый главный тренер — Борис Кулагин. При нем и началось восхождение наверх «Крыльев Советов». А вместе с командой прибавлял и вратарь Сидельников. Сначала клуб занимал четвертое место в чемпионате, затем взял бронзу, а в 1974 году сделал «золотой дубль» — выиграл чемпионат и Кубок СССР. Голкипера «Крыльев» признали лучшим в этом амплуа.
В то же время Александр Сидельников стал призываться в сборную СССР. Однако его главным и единственным конкурентом был сам Владислав Третьяк, потеснить которого не представлялось возможным. На крупных турнирах голкиперу «Крыльев» отводилась роль дублера: его выпускали либо на заведомо слабых соперников, либо в те моменты, когда Третьяку нужна была передышка и отдых.
За свою пышную рыжую шевелюру Сидельникова прозвали Костром либо просто Рыжим. В 1973 и 1974 годах он завоевал первые титулы чемпиона мира, хотя проводил не так много времени по сравнению с Третьяком. Его, конечно, не устраивала такая позиция, но поделать он ничего не мог.
«Глубоко убежден, что Сидельников и Третьяк были вратарями одного класса, но с разной, как говорится, шкалой везения в жизни. Впрочем, везет, как известно, тому, кто везет: свою судьбу каждый делает сам. Вспыльчивый, взрывной, с повышенным чувством справедливости, всегда говоривший то, о чем думает, Александр имел немало неприятностей с тренерами в связи с этими особенностями своего характера», — рассказывал «СЭ» про Сидельникова его партнер по советской сборной Валерий Васильев.
А через два года к титулам чемпиона мира добавились еще золотые медали Олимпийских игр-1976 в Инсбруке. Но и там наш герой провел всего две встречи. Вспыльчивый характер давал о себе знать — взаимопонимания с главным тренером сборной Виктором Тихоновым становилось все меньше. В 1977 году турнир «Приз Известий» стал последним для Сидельникова, когда он надел форму сборной.
Ситуацию усугубляли и участившиеся травмы, следовавшие одна за другой. Конец карьеры, казалось, был очень близок. Но после двух лет лечения Александр сумел восстановиться и провести еще около ста матчей за родную команду. Коньки на гвоздь он повесил в 1984 году, став легендой «Крыльев Советов».
По окончании карьеры Костер потух
А дальше он закончил институт физкультуры и Высшую школу тренеров, после чего поработал с детьми. Но все это было уже для него не то. Не хватало привычного драйва, духа раздевалки, эмоций. Как печальный итог — внезапная смерть в 52 года, настигшая его 23 июня 2003 года.
«Увы, после расставания с активным хоккеем Саша повторил судьбу многих своих предшественников, заменив алкоголем прежний высокий градус личной жизни, — рассказывал „Советскому спорту“ Валерий Васильев. — Ситуацию усугубили и неурядицы в семейной жизни: насколько я знаю, Марина, его жена, подала на развод со всеми вытекающими отсюда для него последствиями. В последние годы он заметно похудел, что, естественно, позволяет делать соответствующие выводы о его здоровье. Перестал пить, поэтому его смерть стала полной неожиданностью для всех. Я знаю, что он, получив олимпийскую стипендию —15 тысяч рублей, поехал с другом отдыхать в Архангельскую область. О том, что случилось дальше, можно только догадываться. Видимо, там сорвался, здорово выпил, и подсевшая печень не сработала».
Правда, супруга голкипера Марина Сидельникова позже опровергала некоторые домыслы его товарищей, но сути это не меняет — именитый и титулованный советский вратарь, пусть и не достигший славы Третьяка, слишком рано ушел из жизни — в 52 года. 12 августа 2020-го ему могло исполниться 70 лет.