Вереница желающих попрощаться с легендарным тренером Виктором Тихоновым, умершим после затяжной болезни на 85-м году жизни 24 ноября 2014 года, растянулась от десятого входа в ледовый дворец ЦСКА и почти до ворот, через которые болельщики обычно входят на территорию спортивного комплекса в день матчей.
Но сегодня игры не было. Сегодня был грустный день. Но через ворота прошло не меньше… Нет. Даже больше людей, чем в любой игровой день, пусть это был бы даже день дерби. Россия прощалась с Виктором Тихоновым. Россия прощалась с человеком, который сделал хоккей таким, каким весь мир его знает сегодня.
Одними из первых с Мастером простились хоккеисты и тренерский штаб московского ЦСКА. На днях они обыграли питерский СКА, но при этом дали внуку тренера, Виктору Тихонову-младшему забросить две шайбы. Были здесь и бывшие хоккеисты и тренеры ЦСКА, сборной России, были футбольные люди, спортсмены, звёзды эстрады и политики, через служебный вход проводить Тихонова в его последний путь пришла Татьяна Тарасова. В ворота, минуя пост охраны, въезжали и вскоре выезжали «Роллс-Ройсы», «Мерседесы», БМВ. Сотни автомобилей были припаркованы вокруг ледового дворца. Не менее полутысячи болельщиков и просто сочувствующих стояли в очереди, ожидая, когда они окажутся в следующей группе из 100–120 человек, которую охрана пустит в последний раз посмотреть на великого человека.
Всеволод Андреевич, 68 лет, Москва
«Для меня хоккей — это Тихонов, а не Овечкин или Малкин, как у сегодняшней молодёжи, — говорит пожилой болельщик с двумя гвоздиками в руке и засаленным шарфиком «Динамо» на шее. — Я не болельщик ЦСКА, но ведь Тихонов — это намного больше, чем ЦСКА. Это та сборная СССР, за которую мы все болели, которой мы все гордились. Мы, «динамовцы», всегда считали Тихонова и своим тренером тоже, ведь начинал работать он именно в «Динамо». И играл он за московское «Динамо», а не за ЦСКА. Но на самом деле, какая уже разница. Дело не в клубах, а в том, что сейчас людей масштаба Тихонова нет. И, возможно, больше никогда не будет».
Антон, 23 года, Химки
Переминающийся от холода с ноги на ногу в лёгких белых кедах парень только в прошлом году окончил юридический факультет одного из московских вузов, но пока работу по специальности не нашёл и зарабатывает на жизнь в одном из салонов сотовой связи, расположенных в районе метро «Аэропорт».
«Я завидую своему деду, царство ему небесное. Он видел тот ЦСКА, который тренировал Виктор Тихонов. Он тогда всё время ходил на хоккей — был заядлым болельщиком. Это благодаря ему, и мой отец, и я болеем за ЦСКА. Но отец на хоккее бывает в лучшем случае раз в год, а я стараюсь выбираться на игры ЦСКА почаще — пару раз в месяц. Я не видел тех великих команд, которые тренировал бы Виктор Тихонов. Видел только последние годы его работы в ЦСКА, когда в команде практически не было звёзд. Но я знаю, как много он сделал для ЦСКА. Я знаю, что клуб сейчас существует во-многом благодаря ему. Я просто не мог не прийти сегодня и не проститься с ним. Это было бы неправильно. Даже если бы ледовый дворец не располагался так близко к месту работы, я бы взял отгул, чтобы приехать сюда».
Екатерина Ивановна, 51 год, Москва
Красно-синий шарф свисает на белую дутую зимнюю куртку. На ногах джинсы. В руках — гвоздики. Девушек, которые пришли проститься с Тихоновым, здесь много, но женщин постарше — единицы. Екатерина Ивановна пришла сюда с мужем, который болеет за «Спартак».
«У нас с Серёжей дома постоянная война. Он за «Спартак», я за ЦСКА. Но так жить интереснее. Мы даже познакомились на хоккее в 1994 году — недавно был 20-летний юбилей нашего знакомства. Тогда ЦСКА играл со «Спартаком». С тех пор мы вместе. В то время команду ещё тренировал Тихонов, но звёзды уже начали уезжать в НХЛ, и на разваливающуюся команду было страшно смотреть, но Тихонов отказывался сдаваться — бился до последнего. Он — наша легенда. Он бы никогда не бросил ЦСКА. Если над хоккеистами болельщики ЦСКА всегда издевались, то его уважали. А в этом году, когда стало известно, что «Спартака» больше не будет, Серёжа сказал мне, что всё это потому, что в нынешнем «Спартаке» не было такого человека, как Виктор Тихонов. Такого, который до последнего бился бы за клуб».
Вячеслав, 48 лет, Рига
В основном, в очереди, ожидающей входа в ледовый дворец, чтобы проститься с Виктором Тихоновым, видны красно-синие цвета. Поэтому на фоне остальных выделяется высокий мужчина в шапке с эмблемой рижского «Динамо», клуба, который был первым местом работы главного тренера Виктора Тихонова — ещё в конце 60-х годов.
«Я слишком молод, чтобы помнить Тихонова в рижском «Динамо». Мне было только лет десять, когда он уже заканчивал работать в нашем клубе. Я тогда не очень интересовался хоккеем. Сейчас я работаю в Москве и только на выходные пару раз в месяц летаю в Ригу, повидать семью, жену с сыном и отца. Вот он помнит Тихонова в «Динамо» и то, как всё начиналось. Он очень хотел прилететь в Москву, чтобы проститься с Виктором Васильевичем, но не смог — здоровье уже не позволяет. Сказал, что откажется от меня, если я не пойду на прощание с Тихоновым, не положу цветы, не посмотрю на него в последний раз. Но я и без этого пошёл бы сюда».
Похороны
В 14:30 в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище состоялось отпевание усопшего тренера.
Чуть позже там же, на Ваганьковском кладбище, Виктор Тихонов был похоронен.