Примерное время чтения: 7 минут
806

Ранчо полковника Хэмилтона. Как чемпион мира создает «расизм наоборот»

Гонщики «Формулы-1» встают на одно колено в поддержку движения Black Lives Matter.
Гонщики «Формулы-1» встают на одно колено в поддержку движения Black Lives Matter. www.globallookpress.com

Задолго до пьесы Евгения Шварца и фильма Марка Захарова, в древнем Китае появилась сказка о жестоком Драконе. Он поработил людей, требуя уплаты ему дани, и жестоко карал непокорных. Время от времени находился смельчак, бросавший вызов Дракону. Он отправлялся во дворец чудовища, вызывая его на бой. После того как храбрец исчезал за стенами дворца, о нем уже ничего не было слышно. Лишь служитель провозглашал со стен: «Мятежник пал! Да здравствует Дракон!» Секрет Дракона был в том, что он вовсе не являлся непобедимым. Но храбрец, сражавший чудовище, не мог устоять перед богатствами и сокровищами в огромных кладовых, перед возможностью повелевать жизнями других. Не проходило и часа, как победитель сам превращался в Дракона.

В китайской сказке сломать этот порочный круг смог мальчишка с чистым сердцем, презревший кладовые с золотом и право на власть. Но в жизни все не так, как в сказке. Современные борцы с расизмом на глазах покрываются драконьей чешуей.

«Они обещали бороться против расизма, а теперь не хотят продолжать»

Шесткратный чемпион мира по автогонкам в классе машин «Формула-1» Льюис Хэмилтон после победы на Гран-при Венгрии в минувшие выходные был крайне раздражен.

Дело было не в спортивных результатах, а в поведении коллег-гонщиков, которые, по мнению Хэмилтона, недостаточно усердно поддерживают движение Black Lives Matter. Чемпион мира заявил, что на Гран-при Венгрии глава Ассоциации гонщиков Ромен Грожан крайне халатно отнесся к антирасистскому ритуалу.

«Грожан считает, что одного раза было достаточно, — цитирует Льюиса Хэмилтона Motorsport Week. — Я поговорил с ним, попытался убедить его, что проблема расизма никуда не денется и мы должны продолжать бороться. Но для него это не важно, он не поднял эту тему на брифинге пилотов в пятницу, это сделал Себастьян Феттель. Мы должны уделять внимание организации, потому что в этот раз все было очень хаотично: мы прибежали со стартовой решетки, быстро постояли на колене — и все. Следовало постоять больше. И еще я не понимаю, почему перед стартом первой гонки некоторые пилоты согласились принять участие, а теперь отказываются. Они обещали бороться против расизма и неравенства, а теперь не хотят продолжать. В ближайшие пару дней я разошлю гонщикам электронные письма, постараюсь скоординировать действия с ними. Но боюсь, что вежливость тут не поможет».

«Еnd racizm»

Первую акцию против расизма провели во время Гран-при Австрии, с которого стартовал текущий сезон. Все 20 пилотов надели майки с надписью «Еnd racizm». По замыслу организаторов акции участники соревнований должны были встать на одно колено в знак солидарности с идеями движения Black Lives Matter, однако с этим возникли проблемы.

Шестеро пилотов, включая россиянина Даниила Квята, сочли, что такая форма выражения солидарности — перебор.

Позже Квят пояснил, почему повел себя так: «Все гонщики едины в борьбе против расизма, мы показали свою позицию, надев футболки с надписью „Конец расизму“. Но я против того, чтобы вставать на колено, это против русского менталитета, мы не встаем на колено просто так, всегда должна быть очень веская причина... Это личный выбор каждого, никто никого ни к чему не подталкивает, каждый гонщик, каждый сотрудник в „Формуле-1“ делает то, что считает нужным. Я думаю, нет никакого драматизма во всем этом».

Сам Хэмилтон после первого этапа чемпионата заметил: «Не надо никого заставлять вставать на одно колено. Я не просил и не требовал этого, никогда не поднимал данную тему. Её подняла „Формула-1“ и Ассоциация пилотов. Некоторые гонщики сказали, что они не будут этого делать. В то же время я благодарен тем, кто встал на одно колено. Это мощное послание. Правда, проблему расизма не решить этим жестом. Она намного серьёзнее».

Хижина дяди Льюиса, или «Трудное детство» будущего чемпиона

Нынешние слова англичанина звучат иначе. Теперь он недоволен тем, что коллеги «недостаточно активно борются против расизма и неравенства».

Вообще говоря, Хэмилтон и неравенство — явления, которые существуют в разных плоскостях. Мама чемпиона мира — белая уроженка Британии, отец — сын чернокожего эмигранта из Гренады, сделавший успешную карьеру IT-менеджера в Англии, на островной территории которой не было сотен лет рабства африканцев. Со временем папа Люьиса ушел с престижной должности и работал в трех разных местах, но не из-за своего цвета кожи, а из желания получать больше денег для финансирования гоночной карьеры сына — это крайне недешевое удовольствие для представителя любой расы.

Карьера Хэмилтона в гонках — это история таланта, которого на всех этапах его пути старались поддержать. Ему было 16, когда великий Михаэль Шумахер, погонявшись с Льюисом на трассе для картинга, прочил парню большое будущее: «Если он продолжит, я уверен он достигнет Формулы-1. Это что-то особенное, когда видишь способности в столь раннем возрасте. Очевидно, что у него неплохие гоночные навыки».

Злые языки утверждают, что, уже попав в «Формулу-1», Хэмилтон начал спекулировать своим цветом кожи, в каждой конфликтной ситуации намекая на притеснения на почве расизма. Хотя нельзя сказать, что Льюиса не пытались достать по этой линии — после того, как он начал конфликтовать с Фернандо Алонсо, фанаты испанца нанесли чёрную краску на лицо, чёрные парики, а также рубашки с надписью «Семья Хэмилтона». Но стоит заметить, сам Алонсо гневно осудил подобную выходку.

Шесть титулов чемпиона мира, контракты на десятки миллионов долларов — Хэмилтон сегодня является самым богатым и одним из самых популярных спортсменов Британии. Он сам по себе живое доказательство того, что в современном мире цвет кожи не может быть главной преградой на пути к успеху.

Расизм наоборот

Значит ли это, что в мире нет проблемы расизма? Ни в коем случае. Но ее определенно нельзя решить кампанией Black Lives Matter.

В странах Африки, освободившихся от колониализма, часто можно слышать о таком явлении, как «расизм наоборот». Чернокожие участники освободительного движения стали отбирать землю и имущество у белых сограждан, чьи предки некогда переселились на эту землю. Борцы с расизмом от таких вещах говорить не очень любят, ибо это бросает тень на их праведное дело. Но в Африке происходящее можно если не понять, то хотя бы объяснить — сторонники передела собственности, как правило, люди с низким уровнем образования. Сложные конструкции общества свободы, равенства и братства им непонятны, а вот лозунг «Отнять все и поделить» — самое то.

Но выпускник элитного колледжа, продукт высокой английской культуры Хэмилтон вроде бы должен понимать, что расовое равенство — это одинаковое отношение ко всем людям, вне зависимости от цвета кожи, а не сведение счетов с «потомками рабовладельцев». Тон шестикратного чемпиона мира — это тон господина, удивленного тем, что его люди не собирают хлопок, хотя солнце уже высоко. Кажется, пройдет еще пара этапов, и полковник Хэмилтон прикажет высечь нерадивого Квята и других белых, за то, что они не стоят на коленях так, как им предписано.

Если такие предположения кажутся абсурдными, то вспомните о том, что полгода назад никому и в голову не могло прийти, что в США в массовом порядке начнут крушить памятники Колумбу, политическим деятелям и другим фигурам прошлого, не вписавшимся в современное понимание добра и зла. Победить расизм такими методами нельзя, а вот воспитать новое поколение расистов — как черных, так и белых — проще простого.

Мятежник пал. Да здравствует Дракон.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы