Даже если вы не очень увлекаетесь теннисом, нельзя пройти мимо истории преодоления себя и в какой-то степени человеческого подвига. Британка Франческа Джонс родилась с редким генетическим заболеванием: синдромом эктродактилии-эктодермальной дисплазии. У девушки с рождения не было пяти пальцев: по одному на обеих руках и левой ноге, а на правой не хватает двух. Но это не помешало ей стать профессиональной теннисисткой.
Врачи не верили в спортивное будущее
Путь в большой теннис для Джонс был очень сложным. Ей всего 20 лет, но испытать и пройти пришлось через многое, чтобы осуществить свою мечту. В детстве Фран, как зовут ее друзья, была частым гостем в больницах. На руках и ногах ей провели более десятка различных операций, в том числе по удалению перепонок между пальцами. Кроме того, у нее меньшее количество зубов по сравнению с обычными людьми.
Несмотря на проблемы, девушка была очень энергичной и спортивной. Как-то в возрасте 7-8 лет она с друзьями попробовала поиграть в теннис — и понравилось. Это занятие стали поощрять и родители, отправив дочку в теннисный лагерь. Там она пусть не сразу, но поняла, что хочет заниматься теннисом всерьез. В 9 лет отец Франчески устроил ее в Академию Санчес-Казаль в Барселоне. Место достаточно известное: именно там начинали свою карьеру Рафаэль Надаль и Энди Маррей.
Правда, врачи, у которых девочка проходила обследования, как один твердили о невозможности заниматься профессиональным спортом с врожденной генетической патологией. Проблем много, начиная от хвата ракетки четырьмя пальцами и заканчивая необходимостью держать равновесие с разным количеством пальцев на ногах. Вот только Фран все их рекомендации пропускала мимо ушей и продолжала работать над собой. Один из докторов ей прямо сказал, что профессиональный спорт девушке не светит.
«Теннис мне нравился, но я больше сосредотачивалась на учебе и следила с удовольствием за футболом: за любимым „Манчестер Юнайтед“. Но врач подтолкнул меня к спорту, мотивировал на то, чтобы полностью посвятить себя теннису. Его слова сыграли большую роль в тех решениях, которые я принимала.
Думаю, многие были бы разбиты, услышав такое в восемь-девять лет. Но я постаралась доказать, что этот человек ошибся. И доказать себе, что я способна делать то, что хочу. А еще вдохновить других, потому что многих детей ограничивают чужие мнения», — рассказывала в интервью Джонс.
Первые победы
На юношеском уровне Джонс достаточно быстро стала прогрессировать, хотя давалось ей это с огромным трудом. Тем не менее на турнирах к ней пришли несколько побед. В 16 лет Джонс дебютировала на взрослом уровне, что уже само по себе огромный подвиг. Спустя два года девушка попала в топ-400 лучших теннисисток мира, а в 2019-м вошла в топ-300. Этот успех не остался незамеченным со стороны организаторов WTA Tour, и ее пригласили принять участие в квалификационном турнире «Уимблдона».
Конечно, ждать от британки молниеносного успеха было бы неправильно. Она проиграла в первом же раунде польской спортсменке Катаржине Каве, но дух турнира «Большого шлема» почувствовала. Она поняла: нет ничего невозможного, нужно трудиться дальше. 2020 год стал прорывным для Франчески в плане побед над взрослыми соперницами. От ее рук уже пострадала финалистка «Уимблдона-2013» Сабин Лисицки, входящая в топ-200 теннисисток.
В середине января Франческа приняла участие в квалификации Australian Open и сумела добиться права выступить в основной сетке турнира. В понедельник, 8 февраля, для нее стартует главный турнир в жизни. Будучи 245-й ракеткой мира, ей предстоит в первом раунде встретиться с американкой Шелби Роджерс, занимающей в женском рейтинге 60 место.
«Самая большая проблема — равновесие»
Журналисты в последнее время, как только пришли первые успехи, постоянно спрашивают девушку о сложностях, с которыми ей приходится сталкиваться во время игры. Франческа уже привыкла к этому, но относится спокойно и отвечает как есть.
«Равновесие — самая большая проблема. Риск травм тоже повышенный. Я уже перенесла больше 10 операций, и все проблемы связаны с синдромом или вызваны им. Скажем так, мое тело не создано для спорта, но для меня это не значит, что я не могу им заниматься. Машины собирают с нуля. „Роллс-Ройсы“ собирают с нуля.
У всех людей есть какие-то слабости, может быть, кроме Криштиану Роналду какого-нибудь. Я просто пытаюсь нейтрализовать свои и стать лучше», — рассказывает Джонс.
Сейчас сложно предположить, как сложится дальнейшая теннисная карьера британки. Может, она сумеет войти в топ-100, а может, этот уровень окажется ей не под силу. Но это не имеет ровным счетом никакого значения, поскольку к своим 20 годам она уже прошла через многое и подала другим людям пример того, что не надо бояться никаких сложностей и можно достигать цели, если этого очень захотеть. Только за это перед Франческой Джонс хочется снять шляпу. Ну и поболеть за нее, конечно.