Уже почти год россияне с трепетом наблюдают за жизнью победившего смерть олимпийского чемпиона по фигурному катанию Романа Костомарова. На площадке Минпромторга 2 декабря спортсмен рассказал гостям Международной выставки-форума "Россия" о том, как ему удалось выжить, и о планах на будущее.
Об отчаянии
— В первую очередь меня спасло мое сильное сердце. Потому что абсолютно все другие органы отказали. Меня вводили в искусственную кому, когда случился микроинсульт. Как сердце продолжало биться и работать — я не знаю. Наверное, оно было закалено спортом. Я ведь много тренировался, много бегал, работал над собой — не мог просто лежать на диване. И поэтому, когда все случилось, я не понимал — как возвращаться к нормальной жизни?
Поначалу было отчаяние и непонимание того, зачем я вообще остался жив? Первые месяцы ощущал абсолютное разочарование и нежелание жить. Почему именно я? За что? Задавал эти вопросы, которые задают все в таком положении. Вопросы, на которые нет ответа.
Хоть я был под лекарствами, все время горько плакал. Ведь лишиться рук и ног для меня означало конец света. Я думал тогда: зачем жить таким людям, как я? Зачем нас спасать, вытаскивать с того света? Лежа на больничной койке, сокрушался, что судьба очень жестоко и несправедливо обошлась со мной.
О поддержке
— Выжил только благодаря поддержке близких, которые каждый день приходили в больницу и говорили: «Роман, не сдавайся, мы вместе пройдем этот путь». Говорили, что нужно идти вперед. Что раз уж так произошло, то, наверное, для чего-то это тебе дано.
Сначала я ничего не понимал из того, что они говорили. Потому что то, что случилось со мной, на самом деле очень жестоко.
Я весил 60 кг, у меня не поднимались ни голова, ни остатки рук. И первое время я думал: да ну на фиг, зачем мне все это надо? Буду лежать.
Каждый день ко мне в палату приходила реабилитолог, с которой мы начинали просто поднимать голову с подушки. Я не мог и этого — полностью атрофировались все мышцы. Вся моя физическая форма сошла на нет, я превратился в скелет. Заново учился двигать головой, поднимать руки и ноги. Изо дня в день, из месяца в месяц. Постепенно навешивал грузы на конечности.
Все помогали: жена, брат, доктора. В течение нескольких месяцев я набирал физическую форму, чтобы просто сидеть или стоять на коленях. Было ужасно трудно, кружилась голова. Я несколько месяцев жил в горизонтальном положении. И мне пришлось немало потрудиться, чтобы вертикализироваться.
О детях
— Мне все говорили, что сделают протезы, сделают руки, что все будет хорошо. Но я не мог поверить, что все будет хорошо, когда видел себя с утра в зеркало. Я находился в разбитом состоянии, не понимал дальнейшего смысла жизни.
Меня спасли дети. Им ведь тоже нужно было адаптироваться ко мне. Сын-то ладно, он маленький, ему всего восемь лет, до сих пор еще не до конца все понимает. Сейчас он называет меня «Роботом-3000» и сожалеет, что у папы голова не может на 360 градусов поворачиваться.
А дочка уже тогда понимала всю серьезность ситуации. Я хотел вернуться домой к детям только на собственных ногах. Ни в коем случае не в инвалидной коляске. Это меня мотивировало и давало сил изо дня в день работать, чтобы добиться этой цели. Я не мог себе позволить, чтобы дети видели отца беспомощным.
О технологиях
— Технологии помогают, конечно. Они скакнули вперед за последние два десятка лет. Я имею возможность ходить, лишившись ног. Бионический протез руки, который, кстати, сделан в России, также позволяет ощущать себя более-менее полноценным человеком. Вторую руку мне тоже обещали сделать, но пока еще предстоит пластическая операция.
Ощущать себя нормальным человеком без технологий было бы сложно. Конечно, ко всему этому надо привыкать. Протезы никогда не заменят собственных рук и ног. Но что-то ты можешь делать этой бионической рукой. Например, открыть дверь машины, открыть холодильник. На указательном и средних пальцах протеза есть специальные сенсоры, чтобы пользоваться телефоном. Это здорово.
О потерях и достижениях
— В протезе нет тактильных ощущений. Если я возьму помидор в ладонь и раздавлю его, я это чувствую. Это максимум возможностей протеза.
Хотелось бы, и уверен, что это дело уже недалекого будущего, чтобы протез был более чувствительным, чтобы можно было шевелить каждым пальцем. Чтобы протез реагировал на каждый палец, а не просто на открытие и закрытие кисти. Ничто не заменит собственных рук и собственных пальцев, ощущение кожи, ладони.
Оказалось, что руки — самая важная часть человека. Ноги — ладно. На протезах есть возможность ходить, заниматься спортом. Но лишиться рук, которыми ты делаешь абсолютно все, было очень горько. Сейчас я вожу автомобиль, это, конечно, здорово. Но у меня было еще одно любимое занятие. У врача спросил — смогу ли я ездить на мотоцикле? Он в ответ покрутил пальчиком у виска. Тебе, мол, жизнь спасли, а ты про мотоциклы.
Я стараюсь жить той жизнью, которой жил до этого. Также заниматься спортом, насколько это возможно. Я плаваю в бассейне, пытаюсь играть в теннис — ракетку теннисную привязываю к протезу, чтобы она держалась покрепче. Боксом занимаюсь, но без протеза — не хочу его сломать. Кручу велосипед, качаюсь, чтобы оставаться в форме. Я привык к спорту, это хороший наркотик, от которого ты потом не можешь избавиться. Мне это очень нравится, я получаю и моральное, и физическое удовлетворение от самого процесса.
У меня есть ради кого жить — есть дети, родители, которых я очень люблю, жена — если бы не она, мне трудно было бы выкарабкаться из этой глубокой ямы, брат Денис, поддержка которого была невероятной. Нужно ценить своих родных, близких, любить их и поддерживать.
О смысле жизни
— Подкосил меня этот год, конечно. Неожиданно, из-за угла, ко мне подкралась эта неприятность. Всегда считал себя самым здоровым человеком. Но жизнь распорядилась по-другому. Наверное, мне слишком легко жилось в последнее время, все было хорошо, размеренно. Жизнь мне послала очередное испытание, с которым я теперь живу и стараюсь смириться. К сожалению, я до сих пор каждый день просыпаюсь с ощущением какого-то наказания, что ли. Когда ты стал лишен всего. Увы, с этим нужно смириться. Жизнь для этого и дана, чтобы ты справлялся со всеми этими проблемами, решал их — в этом и заключается ее смысл.
О заработке
— Зарабатывать фигурным катанием точно не получится. На лед выхожу. Тренируюсь. Но как раньше, конечно, точно не смогу, к сожалению. Увы, я лишен тех частей тела, которые очень важны для фигурного катания, например голеностопа. Могу выступать в ледовых шоу на ТВ, как звезды кино и эстрады. Но это потолок. Для меня теперь и троечка на льду — уже сенсация. Однако, пусть я не смогу кататься как раньше, все равно тренируюсь.
Рассматриваю возможность зарабатывать чтением мотивационных лекций. Вижу, что у меня получается, что мои слова находят отклик. Конечно, язык никогда не был моим коньком. Моим коньком был мой конек. Но сейчас я собираюсь развивать именно этот навык. Если это интересно людям и мой пример для кого-то будет толчком — я готов.