150 км/ч. Когда на такой скорости летишь с ледяной горы, то темнеет в глазах от давления, а от сильной вибрации трескаются зубы... Бобслеисту Александру Зубкову 38 лет. Ровно половину своей жизни он занимается тем, что «сворачивает» эту гору.
В преддверии чемпионата мира по бобслею «АиФ» пообщался с самым легендарным пилотом страны, чтобы понять, почему тот остаётся на бобах.
«АиФ»: - В олимпийском Ванкувере во время спуска погиб грузинский спортсмен Нодар Кумариташвили. Жуткая авария произошла с бобслеисткой Ириной Скворцовой. Девушка перенесла 50 сложнейших операций, чтобы встать на ноги... Вам не страшно после таких трагедий выходить на трассу?
А.З.: - Страха нет только у дураков. Причём с возрастом обостряется ещё одно чувство. Чувство ответственности за экипаж, за разгоняющих, которые сидят за спиной пилота и верят в него (Зубков участвует в соревнованиях двухместных и четырёхместных бобов. - Ред.). Поэтому ты сначала думаешь о том, чтобы благополучно довезти всех до финиша, и только потом о том, как это сделать быстро...
Если говорить про Кумариташвили, то здесь, к сожалению, имел место непрофессионализм. В Ванкувере был очень сложный трек, огромные скорости. Он не справился с перегрузками. Я видел его заезд - в какой-то момент Кумариташвили уже не контролировал сани, он был как манекен. Вполне возможно - потерял сознание. А Ира Скворцова... В её трагедии виноват «человеческий фактор» (на немецкой бобслейной трассе из-за ошибки судьи столкнулись два экипажа. - Ред.). Очень жалко девочку. Хорошо, что она идёт на поправку. Но... Я думаю, что всё это - как бы судьба. Может, я и ошибаюсь, но думаю именно так.
Пишите письма
«АиФ»: - В бобслей вы пришли из санного спорта. Как я понимаю, не последнюю роль в этом сыграл финансовый вопрос...
А.З.: - Это был конец 90-х, в санях вообще не было денег, мы катались, стыдно сказать, за счёт FIL - организации, которая поддерживает отсталые страны...
«АиФ»: - Альберт Демченко в те годы не только ездил на санях, но и подрабатывал таксистом.
А.З.: - Меня эта участь тоже не миновала. Утром тренировался, а вечером возил людей, чтобы заработать хоть что-то. Чего там говорить, сложное было время. Но справились. Хотя, если честно, переход в бобслей тогда дался нелегко: пришлось ведь всё начинать заново.
«АиФ»: - А в бобслее в то время деньги уже были?
А.З.: - В бобслее тоже положение было не из лучших. Но президент федерации, покойный ныне Валерий Лейченко, поддерживал спортсменов, как мог: когда деньгами, а когда и продуктами, которые я, уезжая на соревнования, оставлял дома и знал - семья будет сыта. Это было огромной поддержкой.
«АиФ»: - На Олимпиаде в Ванкувере вы выиграли «бронзу» в двойке, а потом написали письмо Президенту РФ, в котором рассказали про «цену» медали. Цитирую: «Наши тренеры думают, как сэкономить на спортсмене и положить госденьги в карман... Мы выходили на старт униженные и незащищённые. С нами обращались, как с рабами...»
А.З.: - Да просто уже не было сил терпеть. Последней каплей стало то, что в Ванкувере наш экипаж перевернулся во время соревнований бобов-четвёрок. Это была 100%-ная вина тренерского штаба. Меня до последнего дёргали, я не получил своевременно коньки, на которых должен был ехать... Но наши руководители всю вину сложили с себя. Обвинили механика...
«АиФ»: - Что изменилось в сборной после этого письма, кроме увольнения ряда лиц?
А.З.: - Многое. Ещё как изменилось! Сейчас в команде всё делается для спортсменов. С новым президентом федерации Георгием Беджамовым можно решить любой вопрос. И на финансирование грех жаловаться. Нам за хорошие результаты платят вполне приличные деньги. Можно ни на что не отвлекаться и вести целенаправленную подготовку к Сочи.
«АиФ»: - Пилот Александр Зубков и разгоняющий Алексей Воевода в 2010-м вместе брали медаль, вместе выступали против руководства... А спустя какое-то время Воевода сказал, что ждёт от Зубкова извинений. Почему поругались два самых известных бобслеиста страны?
А.З.: - Извините, на эту тему я говорить больше не хочу.
«АиФ»: - Есть ли какая-нибудь вероятность, что вы снова окажетесь в одном бобе?
А.З.: - Нет.
Как в бизнесе
«АиФ»: - После Олимпиады вы объявили о завершении карьеры, стали министром спорта Иркутской области... а затем передумали и вернулись на трассу. Не понравилось быть чиновником?
А.З.: - Политика, честно скажу, - очень сложная штука. Ею надо жить, нужно очень хорошо понимать, что вокруг тебя происходит на самом деле. Не скажу, что всё это мне с ходу удавалось, но понемножку вникал... Но, видимо, пока я жить без бобслея просто не могу.
«АиФ»: - Вам ведь уже 38. Многие именитые пилоты, бывшие вашими соперниками на протяжении почти 10 лет, уже закончили со спортом...
А.З.: - Думаю, всем понятно, почему я не могу уйти... Серебряная и бронзовая олимпийские медали у меня есть. Не хватает «золота». Тем более что я имею возможность побороться за него в Сочи, у себя дома. Если смогу его взять, это будет самая важная, дорогая победа.
«АиФ»: - А насколько эта победа станет дорогой в прямом смысле? Сколько, скажем, стоит ваш боб?
А.З.: - Не буду называть цифр - не имею права, но дорого (цена от 100 тыс. долл., по информации «АиФ»). Причём сама по себе стоимость машины - это не всё. Боб ведь надо ещё до ума довести, совершенствовать. Плюс запчасти. Смело добавляйте ещё 50% от начальной цены.
«АиФ»: - Ваш боб делают австрийцы. Что мешает производить эти машины в России? Не можем или не хотим?
А.З.: - Тут ведь в чём дело? Создать конкурентоспособную машину могут лишь люди, которые постоянно находятся на треке, представляют, что и как нужно сделать. Думаю, у нас есть хорошие, светлые головы. Надо только дать этим людям поработать с командой. Когда-нибудь, уверен, так и будет. Но сегодня... Слишком мало времени до Игр в Сочи. За такой срок никакая самая светлая голова боб элитного качества создать не в состоянии.
«АиФ»: - Насколько победа зависит от мастерства пилота, а насколько - от качества машины?
А.З.: - Я, пожалуй, оценил бы так: пятьдесят на пятьдесят.
«АиФ»: - Трасса ведь тоже может давать преимущество? Порой приходится слышать даже о манипуляциях со льдом...
А.З.: - Да, есть маленькие хитрости. При помощи техники можно оттаять трассу или подзаморозить, что скажется на результатах бобслеистов. В Германии, например, всегда стараются помочь своим. Мне приходилось с этим сталкиваться. И, может, вы удивитесь, но, думаю, это правильно. Страна должна делать так, чтобы её спортсмены имели у себя дома преимущество.
«АиФ»: - Но это же неспортивно?
А.З.: - Неспортивно? В большом спорте, как в бизнесе. Здесь надо уметь выигрывать, несмотря ни на какие побочные сложности и обстоятельства...
«АиФ»: - А мы сможем воспользоваться преимуществом своей домашней трассы? Кажется, что пока вы не слишком много проводите там времени...
А.З.: - Мы обкатали сочинскую трассу перед сезоном, сделали почти 40 заездов. У нас есть определённое представление о ней. Но, вы правы, это не так много. Все это прекрасно понимают. Будем работать дальше. Работать так, чтобы после Игр в Сочи нам не было стыдно.