Герой Леонида Ярмольника в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» изрекал: «Сдается мне, джентльмены, это была комедия». Данная фраза лучше всего описывает то, что произошло в матче между Магнусом Карлсеном и Яном Непомнящим.
Хороший мужик, но не орел
Как мы уже говорили в одном из предыдущих материалов, в юности в борьбе между сверстниками россиянин брал верх над норвежцем. Но затем Магнус ушел далеко вперед, а Ян остался просто шахматистом высочайшего класса.
Да, это «просто» — далеко не просто, и большинству шахматистов никогда не добраться до уровня Непомнящего. Но сегодня мы говорим о короне чемпиона мира, а здесь все оценивается совершенно по иной мерке.
Прорыв Непомнящего в претендентский турнир и победа в нем произвели настоящий фурор в шахматном мире. И все же Яна, положа руку на сердце, мало кто рассматривал в качестве силы, способной свергнуть норвежского короля с трона. Потому что Непомнящий в последние десять лет своей карьеры проходил по категории «хороший мужик, но не орел».
Не было в его игре того холодного инстинкта убийцы, который отличает практически каждого, кто добирался до звания чемпиона мира. И не было ощущения, что Непомнящий готов пожертвовать для покорения главной высоты если не всем, то многим.
«Хрустальный подбородок»
Аргументами в пользу Яна были его доминирование над Магнусом в детстве и положительный баланс турнирных партий. Да и Карлсен в последнее время производит впечатление человека, который несколько пресыщен своим доминированием.
Последнее, пожалуй, подтвердилось: никакого блеска, никакой гениальности норвежец на протяжении матча в Дубае не демонстрировал. Он просто не опускался ниже определенного уровня, и этого, к сожалению, в борьбе с Непомнящим оказалось достаточно.
У боксеров есть выражение «хрустальный подбородок». Так называют спортсмена, который может быть очень сильным, хорошо обученным, но при этом не в состоянии держать удар.
В матче с Карлсеном Ян продемонстрировал свой «хрустальный подбородок» во всей красе.
Все так говорят, а ты «зевни» слона…
Первые четыре партии матча показали, что чемпион мира никаких сложных задач перед россиянином не ставит, и бороться с ним вполне можно. В пятой партии Непомнящий создал сопернику немалые трудности, но Карлсен, пусть и потратив массу времени, сумел добиться ничьей.
В шестой партии случилась схватка на встречных курсах, со взаимным цейтнотом, обоюдными ошибками, но в итоге победителем из почти восьмичасового сражения вышел Магнус.
Это стало началом конца для россиянина. Безвольная ничья в седьмой партии — и новые ошибки в восьмой, завершившейся вторым поражением Непомнящего.
На девятую партию Ян выходил как на последний бой. Он разыграл агрессивный дебют, заставлял соперника надолго погружаться в раздумья. Еще раз повторим: Карлсен не был тем гениальным Карлсеном, каким рисуют его специалисты. Беда, однако, заключалась в том, что и этот полу-Карлсен легко сводил на нет все атакующие наметки Непомнящего.
А на 27-м ходу россиянин сделал то, что в матчах на первенство мира происходит крайне редко: «зевнул» фигуру. После выигрыша слона Карлсен даже не считал нужным блюсти приличия: пока Непомнящий переживал случившееся в комнате отдыха, чемпион мира сидел в кресле откинувшись и закинув ногу на ногу. Что ж, он вполне имел на это право: дело сделано, и де-факто матч у россиянина он уже выиграл.
Большой Ян громко падает
Процитируем отрывок из нашего предыдущего материала: «ТАСС приводит слова претендента: „Обычно такая партия приводит к ничейному результату, но грубо „зевнул“. Допустил ряд нелогичных решений. Я защищался не лучшим образом, но после ошибки по ходу партии не было особого желания это делать…“
Более всего пугает фраза о том, что „защищаться не было желания“. Кажется, в самый неподходящий для этого момент вернулся Непомнящий, который совершенно не напрягается от неудач и не видит в них трагедии.
Чисто с человеческой точки зрения это прекрасно, но подобное нежелание сражаться в партии до конца во время матча за чемпионскую корону, скорее всего, будет иметь фатальные последствия».
К сожалению, фатальные последствия наступили немедленно. Продлив агонию еще на 12 ходов, Ян Непомнящий признал поражение в девятой партии матча. И даже не скажешь, что Магнус Карлсен нанес нокаутирующий удар. Скорее шатающийся после предыдущих неудач претендент рухнул на спину сам, безо всяких шансов подняться до счета «десять».
Сказки больше нет…
В беседе с телеканалом NRK норвежец сказал: «Понятно, что не должно происходить то, что партия отдается таким вот образом, как это сделал он… Мне кажется, он был слишком оптимистичен и чувствовал: „Я выиграл пешку, сейчас можно рисковать“. На этот момент у меня уже была проблема со временем. Так что я могу понять, что он был настроен очень оптимистично. Ему не повезло после того, как он допустил ошибку. Партия проиграна вдрызг».
Карлсен все-таки соблюдает формальные приличия, говоря о партии, а не о том, что вдрызг проигран матч. Для юридического оформления успеха чемпиону нужно набрать 1,5 очка в 5 партиях, 3 из которых он играет белыми. Если в предыдущий раз мы говорили о том, что Непомнящему поможет только чудо, то сейчас нужно признать, что таких чудес просто не бывает.
Для того чтобы выиграть сразу три партии у Карлсена, в Непомнящего должны одновременно вселиться Капабланка, Алехин, Карпов, Каспаров, а также примкнувший к ним Бобби Фишер.
Таких сказок больше не сочиняют.