После сообщений в зарубежной прессе о том, что Сергей Сироткин станет призовым пилотом Sauber в следующем году, россиянин подтвердил эту информацию на своей странице — на момент старта первого Гран-при сезона-2014 гонщику будет лишь 18 с половиной лет, что сделает его самым молодым участником соревнований в истории Формулы-1. В свете стремительного и яркого взлёта Сироткина этот факт более чем символичен.
Подросток-чемпион
Звезда Сироткина взошла в 2011 году — в первый же полный сезон Сергея в формульных гонках. До этого момента он выступал в международных соревнованиях по картингу, после чего в 15 лет дебютировал в Формуле-Абарт в составе команды Jenzer. В своей первой же гонке Сергей финишировал в первой десятке, набрав зачётные очки.
В 2011 году 16-летний спортсмен выступил в Формуле-Абарт на полном расписании и уверенно завоевал титул. Выступление Сергея в том сезоне напоминало игру в одни ворота: россиянин завершил на подиуме 10 гонок из 14, одержав пять побед — в числе покорившихся Сироткину трасс такие знаменитые треки как «Спа-Франкошан», «Монца» и «Каталунья-Монтмело» — все эти автодромы входят в календарь Формулы-1.
На следующий год Сироткин совершил настоящий прыжок вперёд, перейдя в мировую серию Auto GP. В этом чемпионате используются достаточно мощные автомобили, сравнимые с машинами категорий GP2 и Формула-Рено 3.5 — быстрее в кольцевых гонках лишь техника Формулы-1. Тогда многие называли решение перейти в чемпионат такого уровня преждевременным, но Сироткин развеял все сомнения в своей подготовке.
В первой же квалификации в Монце, знакомой Сергею по Формуле-Абарт, россиянин завоевал поул-позишн, опередив куда более опытных соперников, уже выступавших на автомобилях схожего с Auto GP уровня. Развить успех в дебютном этапе Сироткину не удалось, однако уже спустя три недели на незнакомой трассе в Валенсии россиянин одерживает первую победу в Auto GP — уже на старте Сергей опередил начинавшего заезд с первой позиции Квайф-Хоббса, после чего уверенно ушёл в отрыв. В концовке заезда на трассу выехала машина безопасности, покинувшая трек перед финальным кругом, но сопернику это не помогло — Сергей сохранил позицию на рестарте и снова удержался впереди.
Затем Сергей провёл ещё несколько ярких гонок, финишировав в первой тройке в шести из семи последних заездов сезона, включая победу на американской трассе в Сономе, но для победы в чемпионате этого не хватило — выступавшие с более опытными инженерами соперники часто получали преимущество за счёт тактики пит-стопов, что и предопределило окончательную расстановку сил. Тем не менее, третье место по итогам дебютного сезона было высоко оценено автоспортивными специалистами и скаутами команд.
Текущий сезон Сироткин начал в Формуле-Рено 3.5, в которой ранее выступали Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель, выигравшие на двоих пять титулов чемпиона мира, а также поляк Роберт Кубица, который хоть и выиграл лишь один Гран-при в Формуле-1, стал настоящей суперзвездой международного автоспорта.
К первой же гонке в новом для себя чемпионате Сироткин квалифицировался на втором месте, но на старте в него врезался не поделивший трассу с соперником Даниил Мове. На следующем этапе, несмотря на проблемы с коробкой передач в первой гонке, Сергей набрал свои первые очки, финишировав четвёртым, а во втором заезде россиянин уже был на подиуме, заняв вторую позицию.
Помимо этого на счету Сироткина ещё ряд ярких выступлений, однако регулярные механические проблемы, а также просчёты с тактикой не всегда позволяли пилоту реализовать свой потенциал. Впрочем, на трассе «Ред Булл Ринг», несмотря на перегрев двигателя, россиянин вновь финишировал четвёртым, что позволило ему войти в десятку сильнейших пилотов Формулы-Рено 3.5.
В этом году Сироткина ждут ещё три этапа в этом первенстве, два из которых пройдут на трассах Формулы-1. В свете предстоящего дебюта россиянина в чемпионате мира это отличная возможность изучить трассы «живьем» и без давления, связанного с необходимостью добиваться контракта на будущий год.
Новое место работы
За 20 лет выступлений в Формуле-1 команда Sauber зарекомендовала себя в качестве крепкого середняка, а также кузницей гонщицких талантов — инженеры имеют огромный опыт работы с дебютантами и чётко знают, как выстроить работу с новичком, а статус середняка снимает с гонщика часть давления — в середине пелотона небольшие ошибки и помарки могут остаться не замеченными, тогда как удачное выступление на средней технике мгновенно повышает акции пилота.
О том сколь эффективен Sauber при сотрудничестве с новичками говорит уже хотя бы список пилотов, делавших свои первые шаги в Формуле-1 в составе швейцарской команды. Именно здесь начинал карьеру вице-чемпион 1997 года Хайнц-Харальд Френтцен, за рулём Sauber в чемпионате мира дебютировали Роберт Кубица и Фелипе Масса, ныне выступающий за Ferrari. Хинвил также раскрыл для Формулы-1 мексиканца Серхио Переса, перешедшего накануне текущего сезона в легендарный McLaren. Ну а на вершине этого списка Кими Райкконен — чемпиона мира 2007 года в 21-летнем возрасте из двухлитровой Формулы-Рено в чемпионат мира выдернул именно Sauber.
Помимо налаженной работы с новичками хорошим трамплином к дальнейшему росту для Сироткина станет и напарник. Вряд ли руководство Sauber пойдёт на полное обновление состава, а потому партнёром по команде Сергея с большой долей вероятности станет или доказавший свою скорость Нико Хюлькенберг или дебютант текущего сезона Эстебан Гутьеррес — так или иначе, любой из пары этих пилотов станет хорошей точкой отсчёта для российского пилота.
Сироткин уже прошёл процедуру подгонки сиденья машины на базе Sauber в Хинвиле, а также готовится провести демонстрационные заезды за рулём машины Формулы-1 в рамках шоу «Формула-Сочи». Кроме того, в команде уже разрабатывают программу подготовки для дебютанта: «Есть несколько способов подготовить новичка в Формуле-1, несмотря на запрет на тесты. Например, мы можем использовать нашу старую машину», — сообщила руководитель команды Мониша Кальтенборн.
Перспективы
На данный момент оценить перспективы Сироткина в Формуле-1 достаточно сложно. Чемпионат стоит на пороге серьёзной реформы технического регламента, а потому расстановка сил к следующему году может значительно измениться. Кроме того, неизвестно каким образом скажется технологическое сотрудничество Sauber с российскими компаниями и насколько плотным оно будет к началу чемпионата, ведь разработка машины будущего года давно началась.
В сложившейся ситуации подавляющее большинство экспертов рассуждает лишь о возрасте пилота. «Я в таком возрасте к Формуле-1 готов не был. Наверное, старт в таком возрасте — несколько рискованный шаг», — заявил действующий лидер Sauber Нико Хюлькенберг. Райкконен же, в свою очередь, отметил, что цифра в паспорте ничего не значит: «Дело не в возрасте, а в опыте».
В том же духе высказался в интервью АиФ.ru и другой чемпион мира, Дженсон Баттон: «Год от года спортсмены в любом виде спорта становятся всё моложе и моложе. Но нельзя быть слишком молодым — ты пропускаешь мимо себя опыт, который тебе помог бы, опыт работы с командой, какие-то знание в устройстве автомобиля, в области инженерии — это тоже очень важно. Но, может, он готов. Думаю, если он идёт в Формулу-1, он определённо чувствует, что готов».
Пока же можно с уверенностью говорить лишь о том, что Сироткин невероятно быстро адаптируется к новой для себя технике и с каждым шагом по ступеням молодёжных серий с первых же этапов уверенно проводил заезды и сразу же показывал высокую скорость, о чем свидетельствуют высокие квалификационные результаты.
«Сироткин невероятно талантлив, при этом с ним легко общаться, и он знает, как работать с настройками машины. Инженерам нравится общаться с ним, потому что они получают нужную обратную связь. Через меня прошли многие пилоты Формулы-1: д’Амброзио, Альгерсуари, Петров, Сироткин. Но только у Сергея есть своё звериное чутьё дороги — это природный дар. Иногда я просто не понимал, как он мог на такой скорости преодолевать связку поворотов!», — цитирует бывшего пилота чемпионата мира и руководителя одной из бывших команд Сироткина Винченцо Соспири издание «Чемпионат.com».
Нам же остаётся лишь пожелать россиянину удачи и попутного ветра, а также порадоваться не только тому, что в Формуле-1 станет на одного яркого и интересного пилота больше, но и тому, что с выходом Сергея на старт как минимум один рекорд будет принадлежать русскому пилоту. Ну а пока самым молодым гонщиком чемпионата мира является испанец Хайме Альгерсуари, дебютировавший в возрасте 19 лет и 125 дней.