Нерешительный ультиматум
Первый вице-президент Национального олимпийского комитета Украины Владимир Брынзак заявил в интервью «Спорт-Экспрессу» (российскому, между прочим, изданию):
— Я встречался с политиками, мы долго общались. В итоге приняли решение временно отказаться от участия в турнирах, проходящих в России. Для снятия бойкота необходимо, чтобы общая политическая ситуация улучшилась, а атмосфера перестала накаляться. Хочется, чтобы все изменилось. Чтобы мы снова приехали в Россию и в честной борьбе завоевывали медали.
Брынзак, таким образом, расширил и углубил заявление министра молодежи и спорта Украины Игоря Жданова, который днем ранее сообщил, что сборная Украины по биатлону не примет участия в 9 этапе Кубка мира, который пройдет в Тюмени. «Государство не имеет права вмешиваться в деятельность спортивных федераций, но все правила имеют исключения», — уточнил Жданов, назвав Россию «страной-агрессором».
В среду Жданов своим указом вбил последний гвоздь, закрепив свое «исключение» на бумаге: теперь украинским спортсменам официально запрещено принимать участие в спортивных состязаниях на территории России. Решение свое он привязал к закону о временно оккупированных территориях Донбасса. Украинцам, по его мнению, в Россию сейчас ехать «просто опасно».
Себе назло
Спорт в последнее время стал одним из самых востребованных инструментов в большой политической игре. Нужны ли пояснения к этой простенькой мысли через пару недель после завершения Олимпиады, которая стала самой политизированной в истории цивилизации, и накануне чемпионата мира по футболу, который без пауз торпедируется из самых разных видов политического оружия?
Украина, в общем, своим решением мало кого удивила. А если кого и расстроила, то уж точно не организаторов соревнований. Место Украины на спортивной карте мира нынче, как бы это сказать поделикатнее, где-то на глубокой периферии. Выдающихся спортсменов, лидеров в своих видах, таких, какими были Сергей Бубка и Олег Блохин, Оксана Баюл и Инесса Кравец, Андрей Шевченко, Руслан Пономарев, Яна Клочкова и многие другие, теперь днем с огнем не сыщешь.
Так что, если убрать за скобки интересы, не имеющие к спорту ровно никакого отношения, получится, что Украина сама себя высекла.
Доказательства? Да они на поверхности.
«Мы уже обогнали древних людей по своей идиотичности»
С 30 апреля по 6 мая в Каспийске пройдет чемпионат Европы по борьбе. За 30 комплектов медалей будут сражаться более четырех с половиной сотен спортсменов из 38 стран. Точнее, теперь уже из 37. А если вы думаете, что украинские борцы в едином порыве поддержали решение властей о бойкоте этого важнейшего соревнования, взяли в могучие руки жовто-блакитные стяги и прошлись счастливые по Крещатику, то вы ничего не понимаете ни в спорте, ни в политике.
— Это такая извращенная политика: кто быстрее примет более идиотское решение, — оценил причины и следствия бойкота президент Ассоциации спортивной борьбы Украины Эльбрус Тедеев, олимпийский чемпион 2004 года, трехкратный чемпион мира, чемпион Европы по вольной борьбе. — Мы уже обогнали древних людей по своей идиотичности. Те останавливали войны ради спортивных соревнований, а нынешние украинские политики все делают наоборот. Не поедем. Какой-то Джон за нас решил — и мы не поедем. А то, что на подготовку потрачены миллионы, никого не интересует. Кто за это ответит? Видите ли, непатриотично участвовать в соревнованиях в России. Спортсмены долгое время готовились и зализывали травмы, а за них принимает решение какой-то Вася, который капли пота ни разу не пролил на тренировках.
Борцы — как известно, ребята крутые и бескомпромиссные. Они везде в авторитете, во все времена и во всех странах. Они имеют слово. Нет сомнений, что такого же направления и содержания мысли бьются о стены офисов всех без исключения спортивных федераций Украины. Вот только смелости их выразить достанет не у каждого.
Понимаем.
Идеальный маркер
Честно говоря, очень жаль, что на чемпионат мира по футболу, который пройдет летом в России, не попала (по чисто спортивным, слава богу, причинам) сборная Украины. Вот был бы идеальный маркер для подтверждения непримиримой политической позиции!
Пока команда боролась в квалификации, на эту тему высказывались украинские политики самых разных мастей. Угрожали неприездом, говорили о всемирной и всемерной поддержке, намекали на то, что жесткое решение повлечет за собой развал всего мероприятия.
Счастье для Украины, что в число сильнейших сборных мира команда не пробилась. Случись иначе, пришлось бы отвечать за свои слова и, нет сомнений, на политическом украинском Олимпе разгорелась бы кровавая схватка.
Если бы возобладали радикальные настроения (вполне допустимо, почему нет?) и Украина объявила бы чемпионату мира бойкот, — не России в данном случае, а ФИФА — последствия для нее были бы самыми печальными. Тотальный запрет на участие украинских клубов и сборных в официальных соревнованиях, да не на годик, а на пару отборочных циклов, — самое оно. Через эти горнила прошли многие нарушители священных законов ФИФА.
Сейчас о возможном бойкоте чемпионата мира с новой силой дискутируют в Англии, но в британских дискуссиях логики все-таки чуть больше: если кто и не поедет летом в Россию, то отдельные высокопоставленные чиновники.