Последний день уже, как это не прискорбно, вполне привычно не принес нам медалей. С точки зрения спортивных результатов эти игры для России – тихий ужас. Но в плане эмоций масштабы трагедии, думается, все же сильно преувеличены.
Сильно преувеличены они для болельщиков. 80% из них не знает даже самых ярких звезд в составе нашей команды, кроме хоккеистов и Плющенко, не знает расписания Игр, а за внеолимпийскими выступлениями наших спортсменов следит в лучшем случаев вполглаза. При этом болельщики считают, что сборная им чем-то обязана, каждый олимпиец должен бороться до кровавого пота, чтобы получить медаль. Это как не писать, не звонить дальнему-дальнему родственнику, а потом приехать к нему раз в четыре года и удивляться, что на вокзале не встречают, да и стол не накрыт. Так что настоящей трагедией этот провал стал только (в лучшем случае) для пятой части страны, людей, которые следят весь сезон за биатлоном и фигурным катанием, хоккеем и лыжами, которые тратят свое время на спорт и своих кумиров, а потому вправе от них чего-то требовать. А раз в четыре года называть себя патриотом и болельщиком, чтобы потом сидя перед телеком или в спортбаре, попивая пиво, ругать на чем свет стоить олимпийцев – это как-то несерьезно.
Не случилось трагедии и для самих спортсменов. Помилуйте, вы действительно считаете, что выходя на старт или игру, они действительно думают о том, что защищают честь Родины, честь России? Они играют в первую очередь за себя. Ничего обидного, просто психология спортсмена. Даже в командных видах спорта эгоизм – превыше всего. Ты должен победить ради себя, а потом уже думать о других. Вы думаете, у Овечкина, который после поражения от канадцев сначала бил камеры журналистам и болельщикам, а потом как ни в чем не бывало гонял в настольный хоккей с Плющенко, сердце кровью обливалось от того, что он Россию подвел?
Трагедией это может стать для спортивных чиновников, которые деньги сборной проели и прогуляли вместе с кучей прихлебателей в Русском доме, закатывая гуляния, от которых канадцы шарахались с круглыми глазами. Вполне может статься, что кому-то из них придется освободить свое кресло. Хотя в это верится с трудом. После каждой неудачной Олимпиады звучат грозные призывы поменять верхушку спортивного управленческого аппарата, а воз и ныне там.
После каждого провала нужно извлекать для себя-то что-то полезное, учиться на ошибках. «Что нас не убивает, делает нас сильнее». Но дело в том, что вместо того, чтобы искать причины этого позора, которым стало выступление сборной России в Ванкувере, все валят вину друг на друга. Спортсмены на чиновников, болельщики на спортсменов, чиновники на болельщиков, а Михаил Прохоров так и вовсе считает, это Игры мы проиграли всей страной. Вот и получается, что «сборная России» - это просто набор звуков и букв, непонятно что, которое никому не нужно. Болельщики ей интересуются раз в Олимпиаду, олимпийцы выступают за призовые, а не за Родину, а чиновники ездят на соревнования в качестве туристов.
Выходит, сборная России – это эфемерное понятие. Просто красивое словосочетание, которым можно гордиться в дни побед и топтать в дни неудач. Может, пора уже придать смысл этим словам? Сделать так, чтобы россияне поддерживали своих олимпийцев не только в дни Олимпиад, чтобы слова «выступать за страну» стали для спортсменов значимее слов «выступать за квартиру и машину».Может, пора уже вообще сделать спорт в стране чем-то большим, чем времяпрепровождение перед телевизором. Но это уже другая история, к которой все равно придется вернуться, если мы не хотим, чтобы в Сочи-2014 нам опять пришлось искать виноватых.