«Первый канал», транслирующий матчи сборной, целую неделю перед игрой нагнетал страсти. Рекламный ролик с торжественно-тревожной музыкой, сильно смахивающей на саундтрек то ли к «Бумеру», то ли к «Бригаде», настойчиво убеждал, что происходит нечто чрезвычайное. Фраза «Без права на ошибку» не оставляла сомнений – 11 наших ребят будут сдерживать атаку как минимум танковой бригады сил НАТО. Люди Константина Эрнста давали понять: от данного матча зависит будущее России. Такой вот отечественный «Армагеддон» с Аршавиным вместо Брюса Уиллиса. Словом, тот, кто посмеет смотреть в этот момент что-то, кроме матча Россия - Словения, должен был почувствовать себя Иудой. Или, как минимум Понтием Пилатом, умывшим руки. Страшно представить, что было бы, если бы нам выпала Украина.
Как бедная сборная СССР в 1988 году без таких анонсов выигрывала Олимпиаду и играла в финале чемпионата Европы – непонятно. Дикий был народ.
А вот в народе этого матча не ждали. Ждали его результата. Экспертов и болельщиков мало волновало, кто выйдет на поле, кто нет. Так и не собрались выучить фамилии словенцев – пусть будут рады, что научились отличать их от словаков. Хотелось просто воздвигнуть нерукотворный памятник неизвестной Словении.
Словенцы и впрямь не стоили телеавансов. Средняя, но старательная команда, по потенциалу явно ниже россиян. И главный их ресурс был именно в навязываемой вокруг матча истерике: если русские проникнутся, психанут, то тогда можно их и обыграть. Так что российское ТВ в данном случае сыграло на стороне словенцев.
Россия: Акинфеев, Игнашевич, Анюков, В. Березуцкий, Билялетдинов, Жирков, Денисов, Зырянов, Семак, Аршавин, Павлюченко. Запас: Габулов, Колодин, Семшов, Янбаев, Сычев, Быстров и Кержаков.
Словения: С. Ганданович, Йокич, Кирм, Цесар, Шулер, Брецко, Корен, Радосавлевич, Бирса, Дедич, Новакович. Запас: Я. Ганданович, Илич, Джинич, Печник, Любиянкич, Крхин и Стеванович.
Первую победу в этом матче одержал главный санврач России Г. Онищенко. Он обещал одеть болельщиков в марлевые повязки – и выполнил его. Очень много людей в повязках, куда больше, чем ожидали скептики.
Судя по всему, Гуус Хиддинк в этой гриппозной обстановке хотел подбодрить гостей, поэтому выпустил Романа Павлюченко. Однако особой необходимости в таком джентльменском жесте не было: перед матчем словенцы для поднятия духа насладились записью беспомощной игры россиян в матче с Германией. И… начали матч со стартового штурма! Угловые у ворот Акинфеева следовали один за другим. Россия играла на контратаках, солировал в которых вроде бы не до конца выздоровевший Юрий Жирков. Когда же за дело взялся Павлюченко, голуби тревожно вспорхнули над Лужниками: очень высоко бьет русский гигант.
Российские болельщики развернули на трибуне до отказа заполненных Лужников баннер со злобным медведем. Словенцы, наслышанные о том, что медведь вытворяет со своими оппонентами в России, ответили ассиметричными мерами, выставив в составе игрока под говорящей фамилией Шулер. И надо сказать, что шулерские действия на поле выглядели эффективными и умелыми.
К исходу первого получаса игры стало возникать подозрение, что подписанный днем договор между Россией и Словенией о газопроводе «Южный поток» как-то связан с футболом. «А не обменяли ли газопровод на место в ЮАР?» – тревожно подумали болельщики. Но вспомнили, что в футбол вроде бы играют люди, а не суммы контрактов. Тем более газовых.
Однако это мнение оказалось неверным: как только защитники и вратарь словенцев вспомнили, сколько получает Билялетдинов в «Эвертоне», они позволили ему спокойно развернуться прямо перед воротами и беспрепятственно открыть счет: 1:0 на 40-й минуте! Пару раз после этого огрызнулись словенцы, но и только.
К первому тайму добавили минуту – больше и незачем было. Но как только началось добавленное время, возникла самая натуральная потасовка: Аршавин после столкновения двумя руками оттолкнул словенского игрока – и тот упал не менее красиво, чем Евсеев от символического удара Гиггза в аналогичном матче 6 лет назад. Авторитет и сумма контракта подтвердили свою власть: судья ограничился лишь желтой карточкой. Но можно не сомневаться, что после матча словенцы потребуют дисквалификации Аршавина.