Наблюдая за короткой программой вернувшегося на лёд в чемпионате России Плющенко, я поймал себя на мысли, что Евгений уже не тот. Залез в блоги по фигурному катанию, почитал мнения экспертов. Оказалось, что не я один придерживаюсь такого мнения.
«Тот» Плющенко
И тут мне стало интересно, а каким для меня был «тот» Плющенко. Я начал перебирать в голове все образы, самые яркие его выступления, победы и поражения. В итоге я пришёл к выводу, что через несколько лет после того, как Евгений завершит-таки свою карьеру, когда сотрутся все полутона, для меня останется один единственный Евгений Плющенко, тот Плющенко, который светился от счастья в 2001 году после победы на чемпионате мира, исполняя своё знаменитое показательное выступление Sex Bomb на одноименную песню Тома Джонса.
Тот Плющенко 12 лет назад кайфовал от пребывания на льду. Он радовался каждой улыбке на трибунах. В 2001 году Евгений с удовольствием исполнял каждый прыжок, вкладывая в них всю свою душу. Фигурное катание для того Евгений Плющенко было не работой, не долгом перед страной, не какой-то сверхмиссией. Для него выступления были хобби, развлечением, а нет ничего лучше, чем наблюдать за человеком, которому работа приносит несказанное удовольствие. У того Плющенко в жизни кроме фигурного катания ничего не было, да ему и не нужно было ничего.
«Не тот» Плющенко
И что мы имеем сейчас. 31-летний мужчина с искалеченным телом, на которого взвалили ношу общенационального масштаба. Да, он прыгает связку четверного и тройного тулупа без помарок, но в исполнении каждого элемента программы мы видим натужность. Сейчас камера уже не выхватывает широко раскрытые глаза Евгения, излучающие счастье в комбинации с улыбкой — после каждого прыжка он серьёзен, сосредоточен, хмур. Раньше Плющенко прощались какие-то помарки, он выезжал на своём безмерном обаянии. Сейчас за всю программу он улыбнулся лишь раз или два — и то натужно, неестественно. Возможно, всё дело в ответственности, в страхе совершить ошибку… В тех моментах, которые отсутствуют у уверенного в своих силах человека. Плющенко сомневается. Сомневается в себе. И, кажется, фигурное катание перестало доставлять ему удовольствие, превратившись в работу.
Вот как мне видится обычный будний день Плющенко. Вместо того, чтобы подскакивать с кровати и нестись на долгожданную тренировку, Евгений встаёт с мыслью о том, как было бы хорошо остаться дома, с любящей женой и детьми, как неохота ехать на арену, тренировать эти бесконечные аксели, тулупы, сальховы и луцы. На тренировке он с нетерпением ждет её окончания, стараясь не обращать внимания на боль в колене, дискомфорт в спине, который никуда не денется после перенесённой операции. Он с опасением ожидает начала чемпионата России, который стал его первым крупным турниром после травмы и операции. Он с ужасом ждёт Олимпиады, где он должен выступить в качестве спасителя, национального героя... Скорее бы все это кончилось и все оставили меня в покое — наверняка, такая мысль проскакивала у него в голове.
Лучший
Вот и начался чемпионат России. Плющенко откатал короткую программу, после которой с огромным отрывом от ближайшего преследователя лидирует, практически не имя шанса проиграть завоеванное преимущество в произвольной программе.
Что стало залогом его успеха? Благосклонность судей? Нет. Арбитры, конечно, более чем щедро оценили его компоненты, не обратив внимания на скудность второй части программы, на которую у Евгения за полтора месяца до олимпиады, может, просто не хватает сил. Может, дело в ошибках конкурентов? Тоже нет. Максим Ковтун в двух прыжках и одной комбинации допустил лишь одну небольшую помарку, никак не стоившую тех пяти баллов разницы в оценке. Да и судьи ему не занижали балл.
Наверное, дело в тотальном отсутствии достойных конкурентов, в глубоком кризисе мужского одиночного фигурного катания, когда даже «не тот» Плющенко, бледной тенью самого себя выступая на чемпионате России, всё равно объективно оказывается лучшим фигуристом страны.
Тем не менее, чемпионского — с точки зрения Олимпиады — катания Плющенко на чемпионате России не показал. Компоненты пока бедноваты, прыжки невысокие, кручение не такое быстрое. Да и судейство в России, пусть и объективное, но щедрое. В Сочи-2014 при объективном международной арбитраже таких баллов Плющенко за это выступление Плющенко не получил бы. Да, в его запасе есть полтора месяца. А на что способен Евгений за эти полтора месяца, знают лишь он и его тренер Алексей Мишин.
Олимпиада
Интересно, что после короткой программы все поняли, что чемпионат России стал для Плющенко простой формальностью — необходимой мелочью, которую надо сделать, чтобы попасть на Олимпиаду. Можно сравнить с необходимостью распечатать электронный билет на поезд, чтобы сесть на него. Поезд Плющенко отправляется в Сочи.
Для официального оформления «проездной квитанции», Плющенко надо было занять первое или второе место на чемпионате России, после чего тренерский совет сборной России должен был рекомендовать федерации фигурного катания имя спортсмена, которого они считали наиболее готовым сражаться за победу на Олимпиаде. Было бы глупо сомневаться, что этим спортсменом станет кто-то кроме Плющенко.
Но, если в обычном поезде есть возможность сойти на любой станции, уступив место другому пассажиру, которому надо ехать до конца, в правилах Международного союза фигурного катания после подачи официальной заявки на Олимпиаду, «сойти с поезда» и уступить место другому было невозможно… до Олимпиады в Сочи. Особенно обидно было бы терять своего единственного спортсмена в мужском одиночном разряде.
Так было до Олимпиады в Сочи. Лазейка в правилах была найдена за несколько месяцев до старта Олимпиады, но до последнего времени неизвестно, можно ли будет ей воспользоваться.
Дело в том, что по правилам в Олимпиаде от страны может участвовать только тот человек, который был включен в заявку. В случае с нашим единственным местом у мужчин, мало кто сомневается, что это Евгений Плющенко.
Но в программе сочинской Олимпиады появился новый вид программы в фигурном катании — командные соревнования, которые проходят до начала индивидуальных и парных соревнований. Теперь, если спортсмен, являющийся единственным представителем страны на Играх получает в командных соревнованиях травму, его место сможет занять запасной спортсмен. Следовательно, если Плющенко вдруг получит травму, или просто почувствует, что не готов выступать в индивидуальном разряде на Олимпиаде, его сможет заменить другой спортсмен, которым, скорее всего, станет молодой Максим Ковтун.
Надеюсь, этого не произойдет. Мне, как наверняка и всем нашим читателям, по-настоящему хочется увидеть именно Евгения Плющенко, пусть даже «не того», а этого, сегодняшнего, на льду Сочи-2014. Нам хочется увидеть его триумф, хочется болеть за него на этих Играх, хочется, чтобы эта Олимпиада стала его бенефисом.