Сбитый российскими войсками F-16 Fighting Falcon (в переводе — «Боевой сокол») стал уже четвертым потерянным американским истребителем из первой партии, переданной Западом Вооруженным силам Украины (ВСУ). Киев лишился трети всех имеющихся таких самолетов, сообщил корреспонденту aif.ru генерал-майор авиации, заслуженный летчик РФ Владимир Попов. По его словам, эффективность F-16 ниже ожиданий противника из-за особенностей истребителя.
О том, что российская ПВО сбила F-16 на пусковой позиции, сообщил сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов. По его словам, американский истребитель был в составе эскадрильи из 12-ти самолетов, которые атаковали Запорожскую область.
Военкоры разошлись во мнения, первый это американский самолет, который уничтожен в воздухе, или второй. Большинство экспертов считает, что ПВО сбили F-16 впервые.
В украинском сегменте интернета сухо сослались на данные российских пабликов. Впрочем, оппозиционный блогер Анатолий Шарий поиронизировал, опубликовав старый видеоклип с песней про турецкий беспилотник «Байрактар», на которые в свое время в ВСУ чуть ли не молились. «Что там F16, сильно все изменили? А когда-то было вот такое еще „оружие победы“, помните? Помните, сколько на него миллионов долларов собрали? Я помню. Погуглите — и вы вспомните», — подписал он ролик.
Ранее Шарий язвил на тему эффективности американских истребителей. «Не встречали статистики — сколько ракет было сбито F16?» — писал блогер.
О том, что американские самолеты будут по большей части отражать российские атаки, говорили на Западе и на Украине во время обсуждения поставок. Однако пока, действительно, информации на этот счет мало. В интернете есть видеоролик, как F-16 преследует российскую крылатую ракету. Однако Telegram-канал «Русское оружие» пишет, что американский истребитель в итоге так и не смог перехватить российскую ракету Х-101.
«Сокол» оказался без когтей
Украинские ВВС не могут эффективно использовать F-16 из-за его особенностей, рассказал aif.ru генерал-майор Попов. «На Западе это самый известный бренд военного самолета. Но его практически нет в небе Украины. И причина в особенностях его эргономики и психофизиологии, если сравнивать с российскими самолетам, на которых учились летчики и техники ВВС Украины», — говорит собеседник.
По словам эксперта, во время поездки в США он летал на авиасимуляторе F-16 и в целом хорошо знает западную машину в силу специфики своей работы. «У него боковая ручка управления — пульт типа джойстика находится на левом борту. На это очень сложно переучиться после того, как у нас стоят штурвальчики между ног или ручка управления. Мы же физиологически симметричные. У нас два глаза, два уха, две руки, две ноги. Полярность полушарий работает. Нейросистема головного мозга работает так, что мы по центру, по своей оси, умеем хорошо координировать свои действия. А в этом случае для управления нужна левая рука. Если я не левша, для меня это очень большая проблема», — отмечает Попов.
Из-за того, что самолет необычно управляется — одной левой рукой, — летчики делают это не интуитивно, а начинают думать, продолжает эксперт. «А это задержка мыслительной деятельности. Психофизиология и эргономичность в военном деле играют главенствующую роль, потому что это продуктивность, эффективность работы. Чтобы была максимальная скорость прохождения сигнала от мозга до мышц, все должно быть скоординировано, удобно, проще. Иначе мы начинаем задумываться и теряем время. Я на своей „ручке“ летал комфортно. У меня все было [в кабине] эргономично и физиологично. Надо влево — я кинул влево, надо вправо — я кинул вправо. Не задумываюсь. Работает мышечная память, механика», — поделился опытом Попов.
В качестве примера генерал-майор привел управление автомобилем на механической коробке переключения передач. Так, когда много лет ездишь на леворукой машине и переключаешь скорости, то об этом не задумываешься, не отвлекаешься и не теряешь время, все время следишь за дорожной обстановкой. Если после этого пересесть на праворукий автомобиль на механике, нужно привыкать некоторое время. Да, все водители смогут поехать, но с непривычки будет дискомфорт. Нужен опыт, чтобы не задумываться. Аналогично и с самолетом.
Четыре F-16 уже заземлили
«Вспомните, что по поставкам в ВСУ политическое решение было принято сразу после начала СВО. Результат только сейчас произошел — начали применять. И то потеряли треть. Самым опытным летчикам нужно полгода учиться взлетать, садиться и маневрировать на новом самолете, затем еще полгода тренироваться. И только после этого можно выполнять боевые задачи. И это речь о самых опытных летчиках первого класса», — подчеркнул собеседник.
При этом генерал-майор призвал не принижать опасность применения американских истребителей. «Если бы они появились на линии боевого соприкосновения у ВВС Украины в количестве, скажем, 100 штук, нам пришлось бы тяжеловато. У нас опыт есть, но систему ПВО бы загрузили, нам нужно было бы больше своих самолетов», — говорит Попов.
По его данным, в первой партии Нидерланды поставили Украине 12 самолетов. Из них четыре F-16 уже уничтожено. Один из-за ошибки пилота, другой сбили, еще два уничтожили во время российских ударов.