22 ноября в Москве откроется этап Гран-при, однако Евгения Плющенко, нашу главную олимпийскую надежду, мы там не увидим. Причина отказа - обострившаяся травма колена. Но ведь ещё несколько дней назад и чемпион Турина, и его наставник утверждали, что Женя чувствует себя прекрасно…
- У каждого спортсмена свой путь к Олимпиаде, - говорит Алексей Мишин, заслуженный тренер РФ. - Женя начал подготовку поздно и восстанавливался на фоне травмы позвоночника. Спина, например, сейчас его практически не беспокоит. И форсировать события было бы неправильно. Сейчас мы находимся на пути к достижению максимума его спортивной формы. То, что показал Евгений в Риге, - было очень достойно, но главную силу он наберёт не в ноябре, а в феврале 2014-го.
Катался «на уколах»?
Елена Данилевич, «АиФ»: Плющенко с личным рекордом выиграл турнире в Риге. Тем не менее находятся скептики, сомневающиеся в его возможностях.
Алексей Мишин: Вся аудитория, которая окружает Женю, делится на маджорити и минорити - большую и маленькую группу. Большинство объективно подходит к его мастерству, реально оценивает харизму, уровень катания, который он уже показал. Меньшинство пытается найти соринку в глазу. Эти люди руководствуются, прежде всего, корыстными интересами, мотивы которых легко угадываются. Это опасный путь. Потому что одним из важных условий результативного выступления нашей команды в Сочи является её единство. А не ругань и навязывание недоверия к лидерам российского фигурного катания.
- Говорят, что в той же Риге Евгений катался «на уколах»…
- Много вопросов вызывает и новое судейство. Раньше было ясно: 6,0 - высшая оценка. Сейчас доли, сотые… Утверждают, что такая система введена едва ли не специально, чтобы потеснить техничных русских…
- Сейчас роль отдельного судьи действительно высветить сложно. Но есть правила, и их надо выполнять. У наших спортсменов, и Плющенко в том числе, сама манера катания, все элементы соответствуют современным идеям, духу новых требований, которые предъявляет международный союз и федерация. И в то же время органично сочетаются с традициями, достоинствами советской школы фигурного катания. Например, по музыкальности, одухотворённости, художественности программ наши фигуристы выгодно отличаются от соперников.
Продаётся… Олимпийский огонь
- Многие помнят чемпионат, когда спортсмен, не выполнивший четверной, стал победителем. А Плющенко, сделавший этот сложнейший прыжок, получил серебро. Да и в целом техника, которой так славилась отечественная школа фигурного катания, уходит на второй план. Сегодня много значит артистичность.
- Вы участвовали в эстафете Олимпийского огня, а потом купили этот факел. Не смущает, что символы главных игр пошли с молотка?
- И я, и Евгений воспользовались своим правом и приобрели факелы (стоимость - около 13 тыс. руб.- ред.) Он - на память сынишке, я тоже вручил его своему сыну Андрею, тренеру по теннису. Мои сыновья давно работают в школе олимпийского резерва, учат детей и сейчас создают музей тенниса. Факел займёт там достойное место.
Родина или медали?
- Вы - долгожитель в советском, российском спорте. Смена эпох даёт себя знать?
- Любой вид спорта - это срез экономики, социальных проблем всего общества. Сейчас по-иному строятся даже отношения тренер-спортсмен. Если раньше действовала схема «я - начальник, а ты делай, что говорят», в наши дни всё изменилось. Это тандем независимых людей. Равных партнёров, которые делают свою важную работу. Более того, чаще всего это содружество тренера, хореографа, спортсмена, музыкального редактора, дизайнера, врача. Все - одна команда, где каждый вносит свой вклад в общую победу.
- Ради Олимпиады в Сочи некоторые спортсмены даже поменяли гражданство, которое обратно не вернуть. Например, японская фигуристка Юко Кавагути, катающаяся в паре со Смирновым. Не слишком ли дорого обходится мечта об олимпийских медалях?
- Вы и Тамара Москвина давно добиваетесь открытия в Петербурге школы фигурного катания. В какой стадии этот проект?
- Пока - ни шатко, ни валко, но движение вперёд всё же есть. Думаю, у руководителей Петербурга хватит мудрости и ответственности, чтобы выполнить обещания, данные властью 20 лет назад. Мне ещё Собчак говорил: «Вы не профессор, а академик фигурного катания, я построю вам целый комплекс». То же обещали Яковлев, Матвиенко, Мутко. Тамара Николаевна Москвина и я столько сделали для нашего отечественного фигурного катания, что, наверное, заслужили школу. Причём хотелось бы плодотворно работать именно здесь, на базе первого в городе ледового дворца спорта «Юбилейный». Где в намоленных стенах выросло не одно поколение чемпионов: Белоусова-Протопопов, Бобрин, Овчинников, Валова-Васильев, Мишкутёнок-Дмитриев, Урманов, Ягудин, подающие надежды Туктамышева, Гачинский. Такого созвездия не породил ни один каток в мире. И не сделать здесь современный учебный центр было бы просто неправильно по отношению ко всему фигурному катанию страны. Думаю, такой ошибки мы не допустим.