По данным ВЦИОМ, более половины опрошенных верят, что Россия на Олимпиаде войдёт в тройку по числу завоёванных медалей. Но при этом 97% перед началом соревнований не смогли вспомнить ни одной фамилии спортсмена из числа улетевших в Токио.
Почему какую-нибудь «артистку» Ольгу Бузову или блогера Даню Милохина сегодня знают миллионы, а лучших спортсменов (не говоря уже о генеральных конструкторах, выдающихся учёных и инженерах) – почти никто? Понятие «герои спорта» ушло из нашего обихода окончательно?
Журналист, политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ им. Ломоносова Виталий Третьяков:
– Всё очень просто, на мой взгляд. Во-первых, спорт для большинства сограждан сегодня – это в первую очередь зрелище, а значит, часть массовой культуры. И он всецело подчиняется её законам. Во-вторых, видов спорта расплодилось столько, что перечислить их все не сможет, наверное, даже профессиональный комментатор. Уследить за всеми соревнованиями, которые идут ежедневно, невозможно. Массовый зритель смотрит разве что самые популярные – крупные футбольные и хоккейные турниры, олимпиады да чемпионаты мира по фигурному катанию. Всё остальное показывают только нишевые спортивные телеканалы, которые смотрят немногие. А чтобы имя спортсмена, как и любого другого деятеля массовой культуры, запомнилось массам, он должен постоянно подтверждать свой статус, мелькать на экранах ТВ и других гаджетов, должен как можно чаще, а желательно каждый день о себе напоминать. И тогда он станет – нет, не героем (героев в массовой культуре не бывает), а звездой спорта.
Подобной самораскруткой хорошо овладели представители музыкальной культуры. Не все уже вспомнят песни Киркорова, зато все следят за перипетиями его личной жизни. То он женился, то развёлся, то ему кто-то детей родил, то он поскандалил на пресс-конференции. Статус звезды поднимают и съёмки в рекламе, которая лезет из каждого утюга. Ровно те же механизмы использует Бузова. При нулевых вокальных способностях она фигурирует в светских скандалах, эфир заполонили рекламные ролики с её участием. Правда, не всем удаётся удержаться на этой волне. Вспомним Манижу, которую раскрутили благодаря «Евровидению». Но шоу прошло, и где Манижа?
Безвестные чемпионы
Спортсмены же (как и талантливые учёные, конструкторы и др.) в отличие от артистов и блогеров в большинстве своём не ведут страничек в соцсетях, не эпатируют народ фотками в Инстаграме. По природе своей они люди сдержанные, закрытые и не слишком разговорчивые. Да и тренировки, которыми большую часть жизни занят профессиональный спортсмен, – это не то, что надо выносить на публику. Редкие попытки выйти к широкой аудитории порой оборачиваются конфузом – вспомним, как Исинбаева, которую включили в рабочую группу по поправкам к Конституции, призналась, что Конституцию не читала. Так что в плане публичности спортсмены сильно проигрывают артистам и юмористам, к которым, по сути, относятся и нынешние блогеры, ежедневно устраивающие для своих поклонников цирк шапито в интернете.
Но даже своими достижениями спортсмену прославиться сегодня труднее, чем в советские времена. За сто лет бурного развития спорта физические возможности человека достигли предела. Ну не может человек прыгнуть в высоту без шеста на 5 м и даже на 3 м не может. Последний мировой рекорд в этом виде спорта был установлен аж 28 лет назад. Поэтому мы до сих пор помним Валерия Брумеля, который в своё время первым в мире взял высоту 2,25 м.
За счёт чего же приходит известность к современным спортсменам? Прежде всего за счёт скандалов. Кокорин и Мамаев прославились не столько как футболисты, сколько как хулиганы. Кто-то становится героем (а скорее антигероем) допингового скандала. Кто-то привлекает внимание экзотическим поведением – как, например, Мария Шарапова, чьи крики и стоны на корте вошли в анекдоты. Кто-то бьёт рекорды по гонорарам. Хотя здесь нашим спортивным звёздам трудно тягаться с зарубежными.
Штучные люди
И неслучайно из нашего лексикона ушло понятие «спортивный подвиг». Что такое подвиг? Это всегда самопожертвование, бескорыстный поступок. А когда наши олимпийские чемпионы возвращаются домой и получают в награду по «мерседесу», о бескорыстии говорить сложно. Человек, которому за что-то дали «мерседес», не может остаться в памяти народной героем. Да, в позднем СССР за олимпийские победы тоже могли подарить машину – но тогда этими подарками хотя бы не хвастались, да и в целом спортсмены жили и вели себя скромнее.
Герои – штучные люди. Люди, которые способны сделать то, чего не могут другие. А если ты в Инстаграме показываешь, что у тебя такая же машина, как у другого спортсмена, то, даже если ты прыгаешь на 2 см выше него, ты сам низводишь себя с пьедестала. И вместо героя становишься в лучшем случае звездой, более или менее раскрученной.
И ещё немаловажный момент. В советское время спортсмены сражались за медали не столько для себя, сколько для родины, для людей, которые в них поверили. А сегодня сплошь и рядом слышишь: такой-то пловец тренируется в Штатах, потому что там вода в бассейне лучше; такой-то хоккеист играет в иностранном клубе – там платят больше, и т. п. Та же Шарапова хоть и считается российской теннисисткой, давным-давно живёт в США. Интернационализация спорта делает спортсменов апатридами, людьми без родины. И на соревнованиях такой человек борется скорее за себя, чем за конкретную страну, чьим гражданином он формально является.
Не добавляет уважения атлетам и их готовность выступать на международных соревнованиях под каким угодно флагом и без гимна своей страны. Герой – он во всём герой. Ты можешь выше всех прыгать, но ты не должен соглашаться прыгать без трусов. Героя без трусов не бывает.
Вот потому и живы у нас в памяти такие имена, как Брумель, Яшин, Власов. Никто уже не вспомнит, сколько весила штанга, которую Юрий Власов поднимал на соревнованиях. Но невозможно забыть, как на открытии Олимпийских игр в Токио в 1964 г. он почти полчаса нёс флаг своей страны на вытянутой руке. До сих пор никто в мире не смог повторить это достижение! Вот оно, зримое воплощение подвига, которого нам сегодня так не хватает, и не только в спорте.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции