Олимпийская сборная Финляндии, которая отправится на зимние Игры-2026, впервые более чем за полвека не будет иметь в составе делегации священника.
Была лучшей, но больше не нужна
Начиная с Игр-1972 в состав финской олимпийской делегации неизменно входил представитель Евангелическо-лютеранской церкви, которая является главной религиозной конфессией страны.
Официально спортивный капеллан оформлялся как сотрудник службы безопасности. Как сообщает портал Yle, на протяжении последней четверти века эту должность занимала женщина-пастор Лина Хуовинен.
По итогам опроса финских атлетов на Олимпиаде-2024 в Париже капеллан Хуовинен была признана лучшей среди сотрудников группы обеспечения сборной.
Чтобы никого не обидеть?
Однако это не уберегло ее от отставки. Переговоры об участии Лины Хуовинен на Играх-2026 стартовали летом, но успехом не увенчались. Национальный олимпийский комитет Финляндии пришел к выводу — священник спортсменам более ни к чему.
Сама Лина Хуовинен, подтвердив свою отставку, заявила, что считает решение НОК «необоснованным», но ничего с ним поделать не может.
Главный аргументом финского НОК стало то, что Евангелическо-лютеранская церковь не может охватить все разнообразие вероисповеданий, а в составе национальной сборной Финляндии сегодня представители множества конфессий, а также атеисты.
Правда, на Играх в Париже, как уже говорилось, Лину Хуовинен высоко оценили все спортсмены, а не только братья и сестры по церкви. Но отмены института капеллана это не спасло.
Олимпиада-2026 станет 52-й подряд, считая зимние и летние Игры, в которой принимает участие Финляндия. При этом на Олимпиаде-2024 в Париже делегация из 56 финских спортсменов впервые в своей истории не смогла завоевать ни одной медали.
Традиции традициями, а бюджет урезают
Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии, оформившаяся в самостоятельную структуру в 1809 году, после того, как финские земли вошли в состав Российской империи, в последнее время стала стремительно терять влияние и поддержку государства.
Церкви на протяжении длительного времени ежегодно выделяются средства на похороны, перепись населения и содержание культурных и исторически ценных зданий и мебели. Однако в двух последних государственных бюджетах Финляндии средства для ЕЛЦФ существенно урезали — сначала на 20 млн евро, а затем еще раз на такую же сумму.
В ответ представители церкви заявили, что государство должно передать процедуру погребения гражданским социальным службам. ЕЛЦФ не хочет покрывать десятки миллионов евро недостающих средств с собираемой с прихожан церковной десятины.
Не пойте песен про Христа!
Власти возражают: влияние церкви существенно сокращается, а значит, и финансировать ее в прежнем объеме нет оснований.
Осенью 2024 года в Финляндии прогремел скандал — в общине Киркконумми руководство школы отменило запланированный концерт Финского барочного оркестра и Хельсинкского камерного хора, так как в него входили произведения, основанные на Священном Писании. Администрация заявила, что родители школьников не были заранее уведомлены о религиозном характере музыки, что нарушает их права. Хотя в данном случае никто не жаловался, в Финляндии уже были прецеденты, когда родители школьников отсуживали у учебных заведений суммы в качестве компенсации за нарушение права на свободу совести.
Данный случай признали перегибом на уровне правительства Финляндии, но это не значит, что что-то принципиально изменилось.
Войны «либералов» и «консерваторов»
К тому же в самой ЕЛЦФ существует застарелый конфликт между условными «либералами» и «консерваторами». Для последних сама Лина Хуовинен как бельмо на глазу. Несмотря на то, что женщины-священники были узаконены в рядах Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии еще в 1986 году, до сих пор многие верующие категорически отказываются принимать данный порядок вещей. «Либералы» церкви тем временем идут дальше, привечая различные меньшинства, в том числе сексуальные, — по мнению значительной части финской паствы, это нарушает основные каноны веры. В итоге из рядов ЕЛЦФ начался столь ощутимый отток, что наиболее радикальные реформы решено было притормозить.
Но, кажется, дело зашло настолько далеко, что повернуть назад не получится. И прощание с институтом олимпийского капеллана тому доказательство.