Примерное время чтения: 9 минут
3207

Назад, в 80-е. Повторит ли Пхенчхан-2018 судьбу Лос-Анджелеса-1984?

Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Перспектива санкций в отношении России, связанных с Олимпиадой-2018 в Пхенчхане, вновь возвращает олимпийское движение к его самым мрачным страницам.

Политические санкции и политический бойкот на Олимпиадах — явление не новое. На Играх-1948 не было команды Германии: таким образом немцев покарали за Вторую Мировую войну. Спортсменов ЮАР и вовсе отлучили от Олимпиад на два десятка лет за проведение в стране политики апартеида.

Различные политические демарши на Олимпиадах происходили едва ли не с момента возрождения Игр, а с 1950-х годов они стали массовым явлением. В 1956 году Олимпиаду в Мельбурне бойкотировали Египет, Ирак, Ливан и Камбоджа (из-за Суэцкого кризиса), а также Нидерланды, Испания и Швейцария (из-за вмешательства СССР в события в Венгрии).

Мистер Картер против олимпийского Мишки

Но в 1980-х олимпийское движение оказалось на грани полного краха, когда бойкот был пущен в дело двумя крупнейшими сверхдержавами — Соединенными Штатами и СССР.

23 октября 1974 года на 75-й сессии Международного олимпийского комитета право проведения летней Олимпиады-1980 было отдано в Москве. Почти сразу в рядах наиболее радикально настроенных западных политиков появилась идея организовать политический бойкот Игр. Поводом должны были стать преследования в СССР диссидентов. Идея эта, однако, популярностью не пользовалась.

Но когда в декабре 1979 года Советский Союз ввел в войска в Афганистан, мысль о «наказании» СССР по спортивной линии пришлась по вкусу президенту США Джимми Картеру.

4 января 1980 года Картер заявил о необходимости приостановить все связи с СССР, и предложил МОК перенести Олимпиаду из Москвы. В качестве альтернативы предлагался один из городов Греции. Международный олимпийский комитет, однако, эту идею не поддержал.

Тогда Картер стал давить на политические рычаги. В Вашингтоне был создан штаб бойкота Олимпиады в Москве, который возглавил Нельсон Ледски. «Главными инициаторами идеи бойкота были Великобритания, Канада и США. Правительства этих стран договорились о бойкоте в январе 1980 года, — рассказывал он много лет спустя в интервью радио „Свобода“, — Я лично никогда не считал бойкот единственно верным решением. Но иногда это единственный более-менее действенный способ повлиять на ситуацию, в особенности в области прав человека».

«Многие американские спортсмены были не согласны»

Советскому Союзу был предъявлен ультиматум: если СССР не выведет войска из Афганистана до 20 февраля 1980 года, то США бойкотируют Олимпиаду в Москве.

Тональность и публичность этого заявления фактически исключала возможность компромисса.

Но была одна тонкость — срок истечения ультиматума приходился на день, когда в самом разгаре должны были быть зимние Олимпийские игры в американском Лейк-Плэсиде. Неявка туда сборной СССР обесценила бы Игры если не до нуля, то до очень малых значений.

Советское руководство на превентивный бойкот не пошло, и сборная СССР в Лейк-Плэсиде выступила. После чего Джимми Картер с легким сердцем объявил: спортсмены США в Москву не приедут.

Доброй волей и политической сознательностью тут и не пахло — атлетам, что называется, выкручивали руки. Еще раз предоставим слово господину Ледски: «Многие американские спортсмены были не согласны с решением НОК США поддержать протест правительства. Мы получали много писем. Я помню много таких встреч, где приходилось подолгу убеждать спортсменов, годами готовившихся к Московской Олимпиаде, почему их просят не участвовать».

В результате бойкот поддержали не только американские спортсмены, но и еще почти 60 стран мира.

Сорвать не получилось

Правда, ближайший союзник США — Великобритания — провела «обходной маневр». Власти страны отдали решение вопроса Национальному олимпийскому комитету, а тот разрешил спортсменам участвовать в индивидуальном порядке. Также поступили еще в ряде стран. В итоге на церемонии открытия и закрытия Олимпиады 15 сборных (Австралия, Андорра, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Новая Зеландия, Португалия, Пуэрто-Рико, Сан-Марино, Франция и Швейцария) шли не под национальными флагами, а под олимпийским флагом. А в Австрии, Финляндии, Швеции, Греции, где очень уважали Вашингтон, на бойкот, тем не менее, наплевали, и привезли полные команды.

Несмотря на массовый бойкот, сорвать Олимпиаду не получилось. За 14 дней Игр в Москве спортсмены-участники из 81 страны установили 74 олимпийских, 39 европейских и 36 мировых рекордов, что в совокупности оказалось больше, чем на Играх-1976 в Монреале.

В Олимпиаде участвовали сборные СССР и ГДР, в то время законодатели мод в мировом спорте. Плюс те спортсмены из стран Запада, что приехали в индивидуальном порядке — в сумме эти два фактора обеспечили Олимпиаде-1980 спортивную полноценность. Что касается праздника спорта, то даже критически настроенные иностранные журналисты признавали, что он удался.

Сторонники бойкота в это время соревновались на турнире «Колокола Свободы» в Филадельфии — соревнования, о которых сегодня мало кто помнит.

Долг платежом красен?

Никакого влияния на политику СССР бойкот Олимпиады в Москве не оказал. Зато членам МОК стало нехорошо.

По протоколу, на закрытии Игр обычно поднимается флаг страны, в которой пройдут следующие Олимпийские игры, а олимпийский флаг вручается мэру города, где пройдет новая Олимпиада.

На закрытии Игр в Москве олимпийский флаг должен был быть передан американскому Лос-Анджелесу, столице Игр-1984. Этого не произошло, и многие наблюдатели предположили — СССР намерен вернуть США должок.

Поначалу советская сторона уверяла — на самом деле нет подобных планов, и ответного бойкота не будет.

Но в 1982 году вице-президент МОК Виталий Смирнов заметил, что Лос-Анджелес не проводит предолимпийские соревнования, а за проживание спортсменов выставляются совершенно непомерные цены. Слова Смирнова были чистой правдой, но среди функционеров МОК они вызвали настоящую панику. Президент МОК Хуан Антонио Самаранч, имевший достаточно дружеские отношения с советским руководством, срочно стал связываться с Москвой, и получил следующий ответ: «До уровня американцев мы не опустимся».

Но обстановка в мире была тяжелой — сменивший Картера президент Рональд Рейган взял курс на обострение отношений с СССР, и в Москве, несмотря на слабое здоровье лидеров, не замедлили отплатить той же монетой.

Вопросы организационные и политические

Осенью 1983 года представители СССР выставили список претензий к США в связи с Играми-1984:

— делегации не разрешили лететь чартером «Аэрофлота»;

— не согласились принимать в порту Лос-Анджелеса теплоход «Грузия», плавучую олимпийскую базу сборной СССР;

— посольство США в Москве затребовало список всех спортсменов, хотя по правилам МОК участники Игр должны въезжать в страну не по визам, а по олимпийским удостоверения;

— правительство США отказалось предоставить спортсменам соцстран письменные гарантии безопасности.

Ничего запредельного в советских требованиях не было, но Вашингтон навстречу идти не собирался.

А тут еще история со сбитым южнокорейским «Боингом», после которой Соединенные Штаты во всеуслышание объявили СССР «империей зла». Только через десятилетие выяснится, что никакого сознательного уничтожения советскими силами ПВО гражданского самолета не было, и Соединенные Штаты изначально имели представление о том, что произошло на самом деле.

Но осенью 1983 года США и СССР стали размещать в странах Европы ракеты средней и малой дальности с ядерными боеголовками, и отрабатывать действия в условиях ядерной войны. Шансы на компромисс по олимпийскому вопросу стали совсем уж призрачными.

«Ввиду грубого нарушения американской стороной Олимпийской хартии»

У главы МОК Хуана Антонио Самаранча надежда сохранялась вплоть до весны 1984 года. Но 29 апреля председатель Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и глава НОК СССР Марат Грамов направил в ЦК КПСС записку «О сложившейся ситуации в связи с Олимпийскими играми в Лос-Анджелесе». В записке содержалось предложение о бойкоте Игр.

Через неделю после записки Грамова вышло постановление Политбюро ЦК КПСС, в котором говорилось: «Считать нецелесообразным участие советских спортсменов в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе ввиду грубого нарушения американской стороной Олимпийской хартии, отсутствия должных мер обеспечения безопасности для делегации СССР и развёрнутой в США антисоветской кампании».

8 мая 1984 года пленум Национального олимпийского комитета СССР единогласно утвердил решение о бойкоте Игр в Лос-Анджелесе.

Бойкот Олимпиады поддержали социалистические страны (кроме Румынии, Югославии и КНР), а также ряд других стран.

Театр абсурда

Бойкот −1984 не был столь массовым, как в 1980 году. Однако не приехали спортсмены СССР и ГДР, что наносило сильнейший удар по спортивной составляющей. А на турнире по боксу не было законодателей мод — кубинцев, что снижало значимость боксерского турнира в разы.

Взамен в странах социалистического блока провели соревнования «Дружба-84». Проходили они в разные сроки с Олимпиадой-1984, и допускались на них и те, кто участвовал в Играх в Лос-Анджелесе. Результаты в некоторых видах значительно превышали уровень Игра-1984, но от этого «Дружба» Олимпиадой не становилась.

Вообще соперничество между СССР и США в этот момент дошло до абсурда. На Играх-1980 сборная СССР в отсутствие главного конкурента «намолотила» 80 золотых медалей — невиданный доселе результат. В Лос-Анджелесе-1984 американцы взяли на вооружение лозунг Никиты Хрущева «Догнать и перегнать», успешно воплотив его в жизнь — «намолот» составил 83 золотые медали.

И снова здравствуйте?

После 1984 года казалось, что олимпийскому движению пришел конец, но отчаянные усилия Самаранча и перестройка в СССР позволили его спасти.

Маркиз де Самаранч ушел из жизни в 2010 году, и сегодня, ужаснулся бы, узнав, что его наследники творят с мировым олимпийским движением. Так называемое «допинговое расследование» в отношении России превратилось в инструмент политического давления, который способен ударить не только по нашей стране, но и по Олимпиаде в целом.

Отстранение России от зимней Олимпиады-2018, или политический бойкот со стороны нашей страны — это настоящий кошмар для мирового спорта. Видимо, история все-таки учит только тому, что ничему не учит.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы