Драматическая развязка финального матча баскетбольного турнира Олимпиады-1972 между командами СССР и США, известная как «три секунды Мюнхена», навсегда вошла в историю мирового спорта. Американские баскетболисты, считающие, что их несправедливо лишили золотых медалей, не просто отказались получать серебряные, но даже завещали своим потомкам не делать этого.
У исторических трех секунд, которым посвящают телепередачи, книги и фильмы, была предыстория, зная которую нельзя согласиться с тем, что исход матча в Мюнхене несправедлив. Наоборот, проиграй эту встречу сборная СССР, это было бы величайшей несправедливостью.
Догнать Америку
Родоначальники баскетбола американцы десятилетиями не знали себе равных на мировой арене. Речь не о профессионалах из НБА — на чемпионатах мира и Олимпийских играх уверенно побеждала сборная США, составленная из любителей.
Однако в конце 1940-х на мировой арене появилась сборная СССР. Советские баскетболисты очень быстро стали сильнейшими на европейском континенте, и постепенно стали подбираться к американцам.
На четырех подряд Олимпиадах с 1952 по 1964 году сборная СССР завоевывала серебряные медали, уступая первенство лишь команде США.
Но если на Олимпиадах одолеть американцев не получалось, то на чемпионатах мира дело обстояло иначе.
Первые победы
В 1959 году сборная СССР обыграла всех, включая американцев, но чемпионом не стала. Команду дисквалифицировали за отказ от встречи со сборной Тайваня. Поскольку в то время у СССР были дружеские отношения с КНР, то советским спортсменам было приказано не выходить на матч против команды отделившегося от Китая острова.
В 1963 году сборная СССР на чемпионате мира заняла третье место, но при этом победила американцев — 75:74.
А в 1967 году советские баскетболисты впервые стали чемпионами мира. Правда, встречу с США наши тогда проиграли — 58:59.
«Батюшка» вместо «Папы»
Тренировал сборную СССР Александр Гомельский, человек-легенда, носивший уважительное прозвище «Папа». Помимо сборной, он возглавлял клуб ЦСКА, одну из сильнейших команд не только Советского Союза, но и Европы.
Принципиальным соперником Гомельского был наставник ленинградского «Спартака» Владимир Кондрашин, которого игроки именовали «Батюшкой». После того, как сборная СССР заняла третьи места сначала на Олимпиаде-1968, а затем на чемпионате мира-1970, Гомельского сняли с поста главного тренера — тогда такие результаты в Советском Союзе считали провалом.
Готовить сборную к Олимпиаде-1972 в Мюнхене доверил Владимиру Кондрашину.
Американцы на Олимпиадах оставались непобедимыми, но, как уже говорилось, на других турнирах советские баскетболисты уже успели ощутить вкус победы над янки. Поэтому наши знали — побеждать их можно.
Путь к финалу
Олимпийский турнир Игр-1972 в Мюнхене проходил с 27 августа по 9 сентября. На первом этапе команды были разбиты на две группы по 8 команд. Для выхода в полуфинал необходимо было занять одно из первых двух мест.
Команда Кондрашина справилась с этой задачей блестяще, одержав 7 побед в 7 матчах — над Сенегалом, Филиппинами, Польшей, ФРГ, Пуэрто-Рико, Югославией и Италией.
В другой группе 7 побед в 7 матчах одержали американцы.
Полуфиналы состоялись 7 сентября. Команда Кубы потрепала нервы сборной СССР от души — после первой половины парни с Острова Свободы даже вели с преимуществом в одно очко. В итоге советская команда все-таки взяла верх, но с небольшим перевесом — 67:61.
У американцев, наоборот, все сложилось легко в матче с Италией — 68:38. Болельщики и специалисты были впечатлены игрой сборной США, поэтому перед финалом предпочтение отдавали «звездно-полосатым».
Неудержимый Сергей Белов
Финальный матч начался в 23:50 по местному времени 9 сентября. Столь позднее начало игры объяснялось стремлением обеспечить более удобное время показа игры в Северной Америке.
Для молодых американских баскетболистов выигранное золото Олимпиады должно было стать трамплином к карьере в НБА. Но очень скоро стало понятно, что с «трамплином» возникли серьезные проблемы. Сборная СССР очень хорошо защищалась и еще лучше атаковала. Американцы постоянно проигрывали несколько очков. На перерыв команды ушли при счете 26:21.
Опытный наставник американцев Генри Айба найти управу на команду Кондрашина долгое время не мог. Особенно свирепствовал атакующий защитник Сергей Белов, который набрал в этом матче 20 очков.
Мистер Айба играет жестко
За девять минут до конца встречи сборная СССР вела с разницей в 10 очков. Но тут наши, что называется, «поплыли». Айба отдал команду американцам играть в жесткий прессинг, и под давлением советские баскетболисты стали все чаще ошибаться. К тому же последовало несколько промахов с линии штрафных. Преимущество сборной СССР на последней минуте сократилось до одного очка.
Тут важно знать, что правила 1972 года сильно отличались от современных. Например, в случае нарушения правил, команда, получившая право на штрафные, могла от них отказаться и просто сохранить за собой владение мячом. Это позволяло тянуть время в концовке встречи. Кроме того, тогда не было трехочковых бросков.
«Мне очень хотелось ударить Белова Александра»
Истекали последние секунды встречи, сборная СССР вела со счетом 49:48. «В конце матча мне очень хотелось ударить Белова Александра...», — скажет потом герой матча Сергей Белов.
За что же Белов ополчился на Белова?
Дело в том, что за 8 секунд до конца встречи мяч оказался у Александра Белова. И американцы, и наши сходились во мнении — Александр мог просто держать мяч пять секунд, как позволяли правила. Затем последовал бы переход мяча, но у американцев на атаку оставалось бы меньше трех секунд, и минимальные шансы на успех. Был и другой вариант — отдать пас Сергею Белову, который находился в четырех метрах и не был перекрыт американцами.
Но Александр Белов отдал пас Зурабу Саканделидзе, и мяч перехватил ловкий Дуг Коллинз.
Все, что смог сделать Саканделидзе, это догнать американца и сфолить на нем, не дав ему заработать быстрые два очка. Но Коллинз дважды был точен с линии штрафных, и сборная США впервые в матче повела в счете — 50:49.
Голос комментатора Нины Ереминой, которая вела репортаж о матче по советскому ТВ, в этот момент совсем потух. Фактически сборная СССР сама отдала американцам выигранный финал.
«Чего вы волнуетесь? Времени-то вагон!»
Но это была не развязка драмы, а только ее начало.
Оставалось всего три секунды. Судья отдал мяч Алжану Жармухамедову, то ввел его в игру пасом на Сергея Белова, но игра тут же была остановлена. Советская делегация выясняла отношения с судейским столиком. Дело в том, что во время выполнения штрафных американцами сборная СССР запросила тайм-аут, однако в шуме трибун судьи не разобрались в ситуации.
После горячей полемики тайм-аут все-таки был предоставлен. Кондрашин убирает с поля Жармухамедова, и выпускает Ивана Едешко, который обладал изумительной техникой паса.
«Дословно я так сказал: „Чего вы волнуетесь? Времени-то вагон! Можно выиграть, а потом опять проиграть“. Я, честно, с пасом вначале надеялся на Модю (Паулаускаса). А потом вспомнил: в Друскининкае ребята часто в гандбол играли, и у Вани (Едешко) такой захлестывающий удар был», — вспоминал Владимир Кондрашин.
Растяпа Йозеф Блаттер
После тайм-аута судья вручил мяч Едешко, который, находясь под давлением американца, отдал пас Модестасу Паулаускасу. Модестас, в свою очередь, отпасовал на Александра Белова, находившегося под щитом американцев, но не попал. Прозвучала финальная сирена, и счастливые игроки и тренеры сборной США приняли праздновать.
Как оказалось, рано. Правила баскетбола гласят: время после ввода мяча в игру запускается тогда, когда мяч коснулся одного из игроков, находящихся в поле. А в данном случае секундометрист запустил время сразу после паса Ивана Едешко.
Растяпу — секундометриста звали Йозеф Блаттер. Спустя четверть века после Игр в Мюнхене он станет президентом ФИФА.
Но тогда, в 1972-м, ошибка Блаттера подарила сборной СССР еще один шанс. Правда, американцы, выходить на поле не хотели, считая, что матч окончен. Но опытный Генри Айба навел порядок, полагая, что речь идет лишь о формальности.
«Я даже обернулся: никого нет»
Когда мяч вводился в игру в третий раз, роковую ошибку допустили американцы. Никто не стал мешать Ивану Едешко вводить мяч в игру, все сосредоточились на опеке других советских баскетболистов.
Под кольцом двое американцев опекали Александра Белова. Несмотря на это, Едешко через все поле отправил свой «самонаводящийся» пас на Белова.
Вот как описывал сам Александр то, что произошло дальше: «Американцев было двое. Десятый номер чуть ближе к центру, чем я, четырнадцатый — между лицевой и мною, ближе ко мне. Я показал обманное движение, потом резко повернулся и рванул к щиту. Пас был великолепный. И оказался под щитом совсем один. Я даже обернулся: никого нет. И я очень аккуратно правой рукой бросил мяч».
На видеозаписи видно — американцы, среагировав на финт Белова, как говорят баскетболисты, «улетели в буфет». Александру оставалось просто не промахнуться из-под кольца.
Финальная сирена прозвучала при счете 51:50 в пользу сборной СССР.
«И сборная Советского Союза забивает мяч! Победа!», — крик комментатора Нины Ереминой вошел в историю также, как и сам бросок Александра Белова.
Три против двух
Игра на этом закончилась, но американцев это не устраивало. Был подан протест — представители США полагали, что судьи и советские представители нарушили правила в концовке. Американцы требовали переигровки.
Протест рассматривался в течение нескольких часов, и все это время советские баскетболисты пребывали в напряженном ожидании. А утром к игрокам подошел второй тренер сборной Сергей Башкин: «Переигровка...» И, посмотрев на вытянувшиеся лица своих подопечных, добавил: «В 1976-м».
Тремя голосами против двух протест сборной США был отклонен. Сборная Советского Союза впервые выиграла золотые медали.
«Переигровку» спустя 16 лет американцы проиграли Гомельскому и Сабонису
Спустя 45 лет американцы отказываются признавать себя проигравшими.
А «переигровки» на Олимпиаде-1976 не состоялась. Сборная СССР, снова ведомая Кондрашиным, уступила в полуфинале команде Югославии — 84:89, и в итоге осталась только третьей, а американцы, одолев югославов в финале, вернули себе олимпийское золото.
Шанс поквитаться со сборной СССР за Мюнхен американцам выпадет лишь в полуфинале Олимпиады-1988. Советской командой на этот раз будет руководить Александр Гомельский. Но сборная СССР, в которой будет солировать Арвидас Сабонис, снова возьмет верх — 82:76. Победив в финале Югославию, советские баскетболисты во второй и последний раз станут олимпийскими чемпионами.