Президент США Джо Байден, надо отдать ему должное, умеет создавать интригу. Нередко его высказывания во время публичных выступлений настолько туманны и загадочны, что журналистам и политэкспертам впору звать медиумов для их толкования.
«Я разобрался с этим»
Глава Белого дома выступил перед репортерами перед вылетом из аэропорта в штате Нью-Гэмпшир. Один из представителей прессы задал вопрос, касающийся отправки дипломатической делегации на предстоящую зимнюю Олимпиаду-2022 в Пекине.
«Делегация — это я, и я разобрался с этим», — изрек Байден, согласно стенограмме выступления, распространенной пресс-службой Белого дома. Что имел ввиду президент, осталось загадкой. Часть американских журналистов предположила, что Байден не понял или не расслышал вопроса.
Заместитель пресс-секретаря Белого дома Эндрю Бейтс также не внес ясности, заметив, что по данному вопросу ему «нечего добавить». При этом Бейтс подчеркнул, что во время онлайн-переговоров Джо Байдена и главы КНР Си Цзиньпина олимпийская тема не поднималась.
Столица Олимпиады-2022 была определена 31 июля 2015 года на сессии Международного Олимпийского комитета в Куала-Лумпуре. Пекин, набрав 44 голоса в свою пользу, взял верх над Алма-Атой, получившей 40 голосов.
Столица Китая станет первым городом, принимавшим как летние, так и зимние Олимпийские игры. Напомним, летняя Олимпиада в Пекине прошла в 2008 году.
Спортивный праздник при жестком карантине
Зимние Игры пройдут с 4 по 20 февраля 2022 года. Будут разыграны 107 комплектов медалей в 15 различных дисциплинах 7 видов спорта. Ожидается, что в пекинской Олимпиаде примут участие более 4000 спортсменов.
Президент Олимпийского комитета России Станислав Поздняков 15 ноября заявил, что ограничения, связанные с пандемией COVID-19, в Пекине будут жестче, чем в Токио.
«Это связано с тем, что будет создана система периметра, за который ни спортсмены, ни другие участники Олимпийских игр выходить не смогут, — приводит слова Позднякова ТАСС. — Этого в Токио не было, там было проще. К нашей команде не было замечаний со стороны оргкомитета за несанкционированный выход, но в других командах такие случаи были, даже вплоть до лишения аккредитаций. Думаю, организаторы Игр в Пекине решили не испытывать судьбу и ограничить, не уповая на сознательность».
Жесткие условия, которые, к слову, уже утвердил МОК — не единственная проблема предстоящей Олимпиады. Вновь звучит тема бойкота Игр.
Ничего нового здесь нет: западные политики, особенно представители Соединенных Штатов, призывали к бойкоту еще летних Игр-2008 в Пекине. Китай традиционно обвиняли в нарушении прав человека.
Затем истории с призывом к бойкоту возникали накануне зимних Игр в Сочи-2014 и чемпионата мира по футболу-2018 в России.
Продемонстрировать неуважение: чего хотят американцы?
Весной 2021 года спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси обратилась к мировым лидерам, призвав их игнорировать Игры в Пекине: «Мы не можем действовать так, как будто в том, что Олимпийские игры пройдут в Китае, нет ничего плохого… Если вы будете сидеть на своих местах в условиях продолжающегося геноцида, возникает вопрос: какое моральное право вы имеете говорить о правах человека в любом месте мира, если вы готовы выразить своё уважение китайскому правительству, когда оно совершает геноцид?»
В вину Пекину ставят притеснения уйгуров — жителей региона Синьцзян. Представители Китая заявляют, что никакого притеснения нет и в помине, а заявления европейских и американских политиков являются попыткой вмешательства во внутренние дела КНР.
В октябре 2021 году тему бойкота подняла группа американских сенаторов, которую возглавляет Митт Ромни. Сенаторы предложили внести в ежегодный законопроект об оборонной политике страны поправку, которая запрещает выделять федеральные средства на содействия посещения Олимпиады-2022 государственными служащими США.
«Такой бойкот причинит вред Коммунистической партии Китая, но не заденет американских спортсменов», — заметил Ромни.
Повторение опыта 1980-х не будет
Накануне издание Washington Post, ссылаясь на свои источники, сообщило, что вскоре Белый дом официально объявит о дипломатическом бойкоте Игр в Пекине в ответ на нарушения прав человека в Китае.
Здесь важно подчеркнуть, что речь идет лишь о дипломатическом бойкоте — то есть на Игры не поедут официальные представители властей США, но это никак не отразится на американских спортсменах.
Вариант с бойкотом, подобным отказу США и союзников от Олимпиады-1980 в Москве, сегодня маловероятен. Прежде всего потому, что правилами МОК за подобные демарши предусмотрены очень жесткие санкции — приостановление членства НОК и дисквалификация на одну или несколько следующих Олимпиад. Так что применяются более умеренные формы политического демарша.
В данном случае угроза дипломатического бойкота — вещь, которая подходит скорее для внутриамериканских отношений, а также для демонстрации своей непреклонной воли союзникам. Китай определенно менять свою позицию в связи с этим не будет.
Но все равно непонятно, что именно хотел сказать своей фразой Байден.
«Государство — это я»: Байден в роли французского короля?
Фраза «L’État c’est moi», в переводе с французского означающая «Государство — это я», приписывается французскому королю Людовику XIV. Согласно преданию, в апреле 1655 года монарх так отреагировал на реплику одного из депутатов Парижского парламента говорившего в своей речи о «короле и государстве».
Историки до сих пор не смогли найти подтверждения тому, что фраза действительно произносилась. Тем не менее она наилучшим образом отражает суть расцвета абсолютной монархии в Европе.
Соединенные Штаты возникли как раз-таки на отказе от признания власти английского монарха над собой. Так что такие пассажи президента в глубоко республиканской Америке ставят обозревателей в тупик.
Возможно, Байдена не поняли, возможно, он не понял задававших вопрос. Годом ранее Джо забыл, что баллотируется в президенты США, заявив во время выступления: «Нам всем нужно сплотиться. Поэтому я с гордостью выдвигаюсь от демократов в сенат».
Так что, не исключено, что сейчас он просто вообразил себя Людовиком XIV, дожившим до XXI века и возглавившим США. И тогда дипломатический бойкот — не такая уж их плохая штука. А то еще неизвестно, кем Джо начнет представлять себя в Пекине: то ли Усейном Болтом, то ли Уэйном Гретцки, то ли императором Поднебесной.