Правильно! Порубать головы – это по-нашему!
Война или праздник?
В мире, как известно, существует две модели развития спорта – государственная и общественная. В первом случае сражения на спортивных аренах воспринимаются как сражения на полях битвы. Отсюда и комментарий главного спортивного чиновника к своему заявлению: «Сейчас мы практически как на войне».
Что ж поделать, если нам в наследство досталась именно такая модель?! Другой мы не знаем. А потому и воспринимаем каждую Олимпиаду как мировую войну. Но в тех странах, где спорт развивается благодаря общественной инициативе и частным инвестициям в массовые занятия, где не существует министерств спорта, любой солидный чемпионат, а Олимпиада – тем более, становится ПРАЗДНИКОМ. Их болельщики, как и наши, радуются успехам своих спортсменов и огорчаются неудачам. Но неудачи – это не смертельно. Главное – праздник! Праздник спорта. И участие в нём.
Нам, однако, не до праздника. Мы – воюем. И командиры, не выигравшие битвы, начинают один за другим заявлять о своих отставках. Сначала такое заявление прозвучало от главного тренера сборной России по фехтованию Владислава Павловича. Немного погодя о намерении уйти в отставку сообщил главный тренер олимпийской сборной и спортивный директор Стрелкового союза России Игорь Золотарёв.
Стакан наполовину пуст?
Любую информацию, как известно, можно интерпретировать по-разному. Можно, как некоторые шашкомахатели, сказать, что стрелки выступили на Олимпиаде из рук вон плохо. Что никто из именитых лидеров сборной не смог завоевать золото и даже серебро, что в некоторых упражнениях заняли далеко не почётные места. То есть стакан наполовину пуст.
Но можно сказать, что из 15 финалов стрелки нашей сборной участвовали в девяти. И это – уже весьма приличный для Олимпиады результат. Плюс – четыре четвёртых места и одна бронза. И тогда стакан будет наполовину полным.
Другое дело – надежды, которые были возложены на наших титулованных стрелков в виде плана по медалям, и которые они, получается, не оправдали. Но ведь не они эти планы составляли.
В отличие от бездарно выбывших с ЧЕ-2012 футболистов, спортсмены стрелковой сборной России на Олимпиаде боролись, и боролись достойно. Но – не шло! Что тут поделать – в спорте это бывает. Не задалась стрельба у олимпийской чемпионки Афин Любови Галкиной. Даже у Алексея Климова, которому отдавали олимпийское золото ещё до старта соревнований и который в квалификации обновил свой же мировой рекорд, - даже у него в финале – не пошло…
Понимая это, президент Стрелкового союза России Владимир Лисин, со своей стороны, к головотсеканию не склонен.
- Спортсмены серьёзно боролись, и, кроме благодарности, сейчас им нечего сказать, - заявил он на пресс-конференции.
И хотя над ним домокловым мечом висит тот самый медальный план («Горькая правда в том, что мы не выполнили задачи по медалям»), президент ССР - оптимист, и в его глазах стакан наполовину полон:
- Чего-то нам не хватило в последний момент в финалах. Наверное, мы что-то не доработали, не додали. Но, в отличие от многих стран, мы боролись. Мы всегда считали, что в Европе наш конкурент – Германия. Но они ни одной медали не получили здесь.
Вот и отставку Золотарёва Лисин пока не принял и выразил надежду, что «один из лучших спортивных директоров» останется на своём посту:
- Пройдет пыл, мы поговорим обо всём, проанализируем ситуацию. Я не считаю, что всё, что произошло, - это его личная вина. Он профессиональный спортсмен в прошлом и хороший менеджер. У меня пока нет лучше.
Конечно, анализировать причины неудач необходимо, и это обязательно будет сделано. Но – спокойно и взвешенно, а не в режиме рубки голов. Однако одну из важнейших причин Владимир Лисин уже назвал: смена поколений.
Даже мало интересующийся спортом человек понимает, что для любой команды это сложный период. И мудрые спортивные руководители не станут в такое время перегружать её «задачами по медалям».
Главная задача стрелковой федерации сегодня, по мнению её руководителя – это создание внутренней конкуренции и скамейки запасных:
- Если сегодня мы в состоянии спокойно подготовить и обеспечить только 200 человек – членов национальной сборной, то откуда возьмётся 201-й или 202-й? К тому же резерв, то есть тех людей, которые приходят, мы в федерации вынуждены сначала доучивать в рамках спортивной подготовки, а уж потом можем их сажать на скамейку.
«Урезанная» забота
Хорошо – пусть в нашем спорте и далее торжествует государственная модель его устройства. Всё-таки она неплохо работала в советские времена. Да и китайцы сегодня более чем убедительно демонстрируют её эффективность. Но такая модель предполагает СНАЧАЛА всеобъемлющую государственную заботу о спорте, а уж ПОТОМ – обязаловку по медалям. И молодёжь, приходя в сборные, должна соответствовать уровню, который сегодня предъявляется к спортсменам.
Для этого надо строить детские спортивные школы, занятия в которых проводить бесплатно или за минимальную плату. Талантливых детей, как в советские времена, тренеры должны искать – на уроках физкультуры в школах, на дворовых площадках. И приглашать в свои секции. А кто видел в этих местах профессиональных тренеров в течение последних двадцати лет? Мои дети, окончив школу, таких примеров не помнят. Мы же в своём детстве именно так и попадали в спортивные клубы.
Что уж говорить об условиях для развития массового детского спорта, если во время подготовки к лондонской Олимпиаде в Ассоциации летних видов спорта был проведён закрытый опрос среди федераций: довольны ли они финансированием своей подготовки? Владимир Лисин, который и возглавляет эту ассоциацию, деликатно умалчивает о его результатах. Но президент федерации тенниса России Шамиль Тарпищев их озвучил: все федерации ответили отрицательно.
Спортивные победы не куются одними премиальными за медали, которые на Олимпиаде в общей сложности (государство + регион + федерация + спонсоры) доходят до 1 млн долларов за золото и которые для спортсменов оборачиваются дополнительным прессингом. Те, кто постарше, хорошо помнят лозунг: «От массовости – к мастерству». Только так можно вырастить чемпионов, которые смогут выполнять планы по медалям.