Нападающий питерского «Зенита» Халк в год получает порядка 7-ми миллионов евро. Форвард московского «Динамо» Кевин Кураньи — 5,7 миллиона. Александр Кокорин из «Динамо» — 5 миллионов евро. Юрий Жирков и Игорь Денисов из «Динамо», Ласс Диарра из «Локомотива» и Аксель Витсель из «Зенита» — по 4 миллиона евро каждый.
Так выглядит семёрка самых высокооплачиваемых футболистов российской Премьер-лиги. Справедливы ли такие высокие зарплаты? Об этом можно спорить бесконечно. С одной стороны, на фоне средней зарплаты в нашей стране эти суммы выглядят астрономическими и неоправданными. С другой, вряд ли тот же самый Халк в каком-нибудь мадридском «Реале» зарабатывал бы меньше 7-ми миллионов евро в год. Тот же самый Юрий Жирков получал в лондонском «Челси» оклад, сравнимый с тем, что он получает в «Динамо». Примерно то же самое можно сказать и об остальных фигурантах этого списка. И тем не менее гнев народный всё нарастает.
Потолок
Логично, что народные избранники, депутаты Госдумы РФ, встали на сторону своих избирателей и решили разобраться с «зарплатным беспределом», царящим в российском футболе. Метод один — запретить. До конца года депутаты надеются разработать законопроект, вводящий ограничение на максимальную заработную плату в российском футболе, а возможно, и во всём профессиональном спорте в России — так называемый потолок зарплат.
«Думаю, на сессии этого года мы это доделаем. Проводится огромное количество консультаций. Лобби со стороны клубов очень жёсткое. Мутко как раз поддерживает идею. Во многом он формирует позицию президента. Вопрос назрел, и вскоре мы его решим», — заявил первый зампред Комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодёжи Дмитрий Свищёв.
В то же время министр спорта России Виталий Мутко, к которому отсылает Свищёв, признаёт, что законодательно установить потолок зарплат для спортсменов практически невозможно.
«Законодательно ввести потолок зарплат очень сложно. Этим должны заниматься организаторы соревнований. В данном случае — футбольная федерация. Если посмотреть, как система устроена на Западе, то там всё очень просто: все доходы от продажи коммерческих прав делятся пополам между клубами и игроками. Поэтому зарплата устанавливается в зависимости от заработка. У нас же всё по-другому. Вопрос не в том, что назрела необходимость введения потолка зарплат, а в том, что есть противоречие между тем, сколько люди зарабатывают, и тем, что производят. Я имею в виду то спортивное зрелище, которое мы наблюдаем. И футболисты, и руководители клубов должны понять, что получать нужно столько, сколько зарабатываешь», — цитирует министра спорта, бывшего президента Российского футбольного союза и самого богатого футбольного клуба страны «Зенита» Виталия Мутко Sportbox.ru.
Конкуренция
И тут возникает вопрос, а станут ли футболисты и руководители клубов идти на такую меру? Если у российских футболистов, столь непопулярных в богатых европейских клубах, выбора практически не останется, то легионеры, даже по статистике являющиеся украшением нашего чемпионата, вряд ли согласятся на значительные сокращения своих заработков. Иностранцы скорее предпочтут небольшое сокращение и переезд в другую страну. Следовательно, и руководители клубов вряд ли станут пилить сук, на котором сидят. С одной стороны, им, конечно, выгодно минимизировать затраты на зарплаты, ведь эта статья является главной с списке расходов клуба. С другой стороны, вряд ли кто-то согласится утратить свою конкурентоспособность на европейской футбольной арене. Уж больно мы привыкли ставить высокие задачи в Лигах чемпионов и Европы и видеть наши клубы в стадиях плей-офф этих турниров.
«Вряд ли руководители топ-клубов согласятся искусственно ограничивать зарплаты футболистов, автоматически отказываясь от приглашения сильных игроков в свои команды. Такой выход выгоден только бедным, в основном бюджетным командам. Потолок может быть введён только по решению Российского футбольного союза», — уверен российский агент ФИФА Сергей Пушкин.
Но даже при введённом потолке зарплат этот лимит можно будет без проблем обойти.
«Допустим, клуб хочет пригласить футболиста из Бразилии. Он требует два миллиона евро в год. В клубе ему говорят, что у нас в стране лимит зарплаты составляет, скажем, 60 тысяч евро в месяц, или 720 тысяч евро в год. Он отвечает отказом, на что руководство клуба предлагает ему зарплату в 720 тысяч евро в год и подъёмные при подписании контракта, которые будут компенсировать разницу между его желаемой зарплатой и существующим в стране лимитом. В итоге клуб будет тратить столько же, игрок получит желаемые деньги, просто всё это будет оформлено по-другому. Но пока это только моё предположение», — объяснил футбольный агент.
Опыт КХЛ
Искусственное ограничение зарплат спортсменов давно и активно используется в американском спорте. Самыми яркими примерами являются Национальная хоккейная лига и Национальная баскетбольная ассоциация. В каждой их этих лиг существует не только сложная система ограничения гонораров для разных групп спортсменов (новичков, иностранцев, ветеранов и т. д.), но и ограничения, накладываемые на общий фонд заработной платы для клубов.
Справедливости ради стоит отметить, что в той же НБА существует и другое ограничение — минимальный зарплатный бюджет на сезон. В этом году он составил 90 % от максимального. Таким образом, получается, что клубы тратят примерно одинаковые средства для достижения одной и той же цели.
По примеру НХЛ решила действовать и наша отечественная Континентальная хоккейная лига. На этот сезон руководством лиги установлен лимит заработной платы. Так, бюджет оплаты труда хоккеистов одного клуба не должен превышать 1 миллиарда 390 миллионов рублей на сезон. Но, как и в любом российском правиле, из него есть целый ряд исключений. В этом сезоне ряд хоккеистов был выведен за лимит — в основном, именитые игроки, вернувшиеся из НХЛ. Многих может удивить, но в хоккее зарплаты даже выше, чем в футболе, вокруг которого разгорается так много споров.
Так, самой высокой заработной платой обладает форвард питерского СКА Илья Ковальчук. После возвращения из США россиянин стал одним из самых высокооплачиваемых хоккеистов мира, если даже не самым. Зарплата Ковальчука — 10,3 миллиона долларов. Вторым идёт его партнёр по нападению в сборной России, форвард ЦСКА Александр Радулов, зарабатывающий порядка 7,5 миллиона долларов в год. Третий — Сергей Зиновьев из «Салавата Юлаева» с окладом примерно в 4,7 миллиона долларов.
В новом сезоне, вопреки предыдущим тенденциям по увеличению лимита, потолок зарплат в КХЛ будет снижен примерно до 1,1 миллиарда рублей на команду. Но и из этого правила лига уже предусмотрела исключение — так называемый «налог на роскошь», который отсутствует в иностранных лигах. Смысл этого «налога» в том, что клуб, превысивший лимит, должен заплатить лиге «штраф», который пойдёт на поддержку других клубов, испытывающих финансовые проблемы.
Есть в российском хоккее и минимальные ограничения. Так, минимальная зарплата хоккеиста должна равняться примерно 3-м миллионам рублей в год, а минимальный зарплатный бюджет клуба в этом сезоне не должен был падать ниже 350-ти миллионов рублей. Некоторые клубы, однако, эти требования не исполняли, на что лига просто закрывала глаза.
ФНЛ и Лига ВТБ
И наконец, уже практически решённое дело — введение потолка зарплат в первой российской футбольной лиге, которая официально называется ФНЛ — Футбольная национальная лига. По решению руководства лиги, максимальная зарплата там будет составлять 300 тысяч рублей в месяц, вне зависимости от того, спортсмен ты, тренер или массажист. Это решение в феврале поддержало большинство руководителей клубов ФНЛ. Толчком к принятию этого лимита стало снятие с розыгрыша чемпионата сразу двух команд по финансовым причинам — владикавказской «Алании» и «Салюта».