Денис Шунто увлекается футболом с детства. В Интернете на форуме одного из белорусских спортивных СМИ он познакомился с такими же, как и он сам, страстными поклонниками спорта номер один. В их кругу возникла идея создать футбольный клуб. Так в 2011 году началась история ФК «Крумкачы» (по-белорусски «крумкач» — ворон).
— Идея зрела давно, желание было огромным. У нас были интерес к футболу и понимание, что в этом виде спорта в нашей стране всё происходит не совсем так, как хотелось бы, — в интервью «АиФ» рассказал Денис. — Посмотрите, какой имидж сложился у белорусского футбола. В нашей стране люди в большинстве своём не жалуют футболистов, относятся к ним как к нахлебникам.
Бюджет
Заявить команду оказалось несложно: в Федерации футбола начинание приветствовали. По словам Дениса, «Крумкачы» сразу вызвали всеобщую симпатию.
— Народ нас полюбил, потому что мы сами — из народа. Клуб не может себе позволить платить футболистам нормальную зарплату, поэтому днём они ходят на работу, как и большинство белорусов, а вечером тренируются. У нас в команде играют оператор, строитель, владелец собственного бизнеса, много студентов. Мы все занимаемся любимым делом, не имея баснословных бюджетов.
Назвать бюджет клуба «баснословным», действительно, язык не повернётся. Участие «Крумкачэй» во Второй лиге обошлось в 52 тысячи долларов. В эту сумму входят заявочный взнос, аренда поля, организация и проведение матчей, транспортные расходы, питание игроков. По футбольным меркам средства небольшие, но даже их пришлось доставать из собственного кармана.
— Понесённые затраты меня не останавливают: я молодой, я заработаю. При этом финансовые трудности остаются главным камнем преткновения. Деньги — это важная мотивация. Сложно убедить людей играть за копейки или вовсе бесплатно. Но, когда мы только начинали, бросили клич: мол, команда ищет игроков и тренеров. Нашли двоих, в том числе Алексея Мазаника — он очень хорошо выступал за юношескую сборную Беларуси (U-17). Те привлекли ещё людей. Команда сформировалась очень быстро. И тогда я понял, что гораздо более серьёзная мотивация, чем деньги, — самореализация. Когда ты даёшь человеку возможность реализовать себя, особенно если ему до этого не везло, он не смотрит на размер зарплаты.
Поначалу, к слову, создатели клуба в лице Дениса, а также его друзей-соучредителей Василия Глезова и Владислава Майоровского, сами выходили на поле. Нередко матчи завершались банкетами с пивом и шашлыками. К играм все относились как к празднику, высоких целей перед командой никто не ставил. Но с каждой новой победой вера в собственные силы крепла. Когда появился шанс выйти в Первую лигу, отношение к футболу резко изменилось: объем пива, употребляемого после матчей, сократился, а число тренировок, напротив, увеличилось.
Ресурсы
— Везде, в любом деле для успеха нужны три составляющие: идея, люди и ресурсы. У нас хватает идей, есть талантливые исполнители, а вот ресурсов мало. Я пытался решить эту проблему, проводя переговоры со спонсорами. Нами интересовались всё больше по мере успеха команды по выходу в Первую лигу и продвижения вверх по турнирной таблице. Но за год общения с теми, кто потенциально мог бы помочь с финансированием, я сделал вывод: в нашей стране просто нет по-настоящему независимых частных предприятий. Владельцы бизнеса мне прямо говорили: «Хорошо, допустим, мы дадим вам деньги, но вы представляете, сколько вопросов это вызовет: а какой у вас личный интерес к “Крумкачам”, а почему не помогли финансами государственному клубу?». Остаётся одно из двух: искать других, таких же, как я, фанатов своего дела, только богаче, или спонсора за рубежом.
Выступление в Первой лиге стоило учредителям клуба, в основном Денису, около 140 тысяч долларов.
— С учётом тех средств, которые мы потратили, мы демонстрируем поразительную эффективность. В то же время мы вынуждены отказываться от фармакологии, экономить на экипировке, у нас нет второго тренера, а главный тренер работает, как и игроки, за идею. Попадание команды в Высшую лигу будет означать ещё большие расходы. Я посчитал: минимум 500 тысяч долларов на сезон. Но даже этот, ничтожный по сути, бюджет (в Высшей лиге нет клубов с бюджетом меньше 1 миллиона долларов) нам не по силам. Однако я уверен, что если команда пробьётся в «вышку», то играть будет. Есть спонсоры, которые готовы нас поддержать на этом уровне, правда, придётся отдать контрольный пакет.
15 ноября в рамках заключительного тура чемпионата Беларуси в Первой лиге путёвку в Высшую лигу разыграют «Крумкачы» и «Днепр». У «воронов» сейчас 57 очков, у их главного соперника — 56. Команде Дениса Шунто достаточно не проиграть, чтобы пробиться в элиту белорусского футбола.
Успех
Чем объяснить успехи любителей? Однозначно — не слабым уровнем национального чемпионата, убеждён Денис.
— В Беларуси футбол находится на хорошем уровне. Наш чемпионат не слабее хорватского или, скажем, австрийского. У нас есть клубы, которые постоянно играют в Лиге Чемпионов и Лиге Европы, есть много талантливой молодёжи, спортивных школ, тренеров.
«Крумкачы» — уникальный проект, который был бы невозможен, например, в России, хотя бы ввиду огромных транспортных расходов. В пределах компактной Беларуси за счёт грамотного менеджмента нам удалось максимально эффективно использовать те ограниченные ресурсы, которые мы имеем. Ещё до появления «Крумкачэй» я занимался подбором статистики для футбольных клубов. За это время изучил всех белорусских игроков, тренеров, хорошо знаю футбольную «кухню». Кроме того, я много путешествовал и видел, как играют в футбол в Англии, Франции, Испании.
Нам удалось собрать хорошую команду за счёт особой философии подбора игроков. Ребята мотивированы, играют в атакующий футбол, много забивают. Все хотят показать себя. Нам повезло с главным тренером. Я считаю, что у нас работает лучший наставник в Беларуси — Олег Анатольевич Дулуб, который трудился во многих клубах, но всюду — в качестве второго тренера. Ему просто не давали возможности себя показать.
Да, во многом успех клуба обусловлен удачным стечением обстоятельств. Но я уверен, что удача сопутствует только в том случае, когда всё делаешь правильно и разбираешься в том, что делаешь.